Тренды дизайна. Квартира. Стили. Материалы. Напольные покрытия
  • Главная
  • Стили
  • Что такое возрождение по истории. Понятие «Возрождение

Что такое возрождение по истории. Понятие «Возрождение


Происхождение понятия «Возрождение» (Ренессанс) восходит к XVI в., к работам итальянского художника и историка искусства Дж. Вазари. Содержание этого понятия формировалось на протяжении трех веков (XIV-XVI). Предшественники Вазари, начиная с Петрарки, вкладывали в него двойной смысл: во-первых, оно трактовалось как возвращение к идеалам и ценностям античности; во-вторых, отождествлялось с Христовым Воскресением - Пасхой (возрождением к новой жизни после страданий и смерти). Свою эпоху современники Возрождения переживали как время перехода от «средневековой дикости, темноты и невежества» (состояние смерти) «к свету культуры и человечности» (радостное и светлое состояние возвращения к новой жизни - Воскресение).

В Италии не только появляется термин «Возрождение», там эта эпоха зарождается, там формируются ее основные черты и особенности. Из Италии возрожденческая культура распространяется по всей Европе. Хронология Возрождения выглядит следующим образом.

XII-XIV ее. - Проторенессанс, или Предвозрождение в Италии. Представлено именами художника Джотто, поэта Данте, мыслителя и монаха Франциска Ассизского. Русский философ Н. Бердяев именно Проторенессанс считал наиболее совершенным проявлением возрожденческой культуры, так как с его точки зрения в это время человек еще не утратил связи со своим духовным центром, с Богом, как это произошло в более позднее время. Проторенессанс, по мнению Бердяева, потому так совершенен, что соединяет гуманизм и религиозную духовность.

XIV-XV вв. - раннее Возрождение, проявившееся сначала в литературе, а затем в изобразительном искусстве, представленное, в частности, именами Петрарки, Боккаччо (литература), Донателло, Верроккьо (живопись, скульптура).

Период с XV в. (конец) по XVI в. (20-40-е годы) - Высокое Возрождение, воплотившееся в философском, научном, художественном творчестве Л. Валлы, Пико делла Мирандолы, Д. Бруно, Н. Макиавелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и в творчестве целой плеяды других блистательных талантов.

XVI в. (с 1520 по 1540 е. и с 1570 по 1590 г.) - позднее Возрождение. Это закат возрожденческой культуры в Италии, сопровождавшийся экономическим кризисом, наступлением церковной реакции. В XVI в. происходит кризис ренессансных гуманистических идеалов, нашедший выражение в позднем творчестве Микеланджело и Тициана, в маньеризме - художественном направлении, во многом противоположном Ренессансу (Корреджо, Аманти, Челлини и др.).

Кризис итальянского Возрождения совпадает с развитием и расцветом Северного Возрождения (Реформации) в Германии, на севере Франции, в Нидерландах и Англии. Термин «Реформация» (лат.- преобразование) означает мощное религиозное движение в Центральной и Западной Европе, направленное против безраздельного господства католической церкви и поддерживаемых ею феодальных порядков. Северное Возрождение, или Реформация, имеет свою собственную периодизацию. Истоки Северного Возрождения обнаруживаются в 20-30-е годы XV в., а само Северное Возрождение, как уже отмечалось, датируется XVI в.

Почвой, питательной средой Возрождения был средневековый город. Можно считать, что расцвет городов и городской культуры, появление новых тенденций, свидетельствовавших о том, что город вырывается за рамки феодальной традиции, происходит, например, в Италии с XII в., а в Нидерландах - с XV в. В Италии развитие городской культуры в силу целого ряда факторов шло более высокими темпами. Прежде всего надо отметить такие факторы, как благоприятный климат, способствующий развитию традиционного хозяйства и промыслов, удобное географическое положение, позволявшее Италии быть торговым посредником между Востоком и Западом (особенно с XIII в., когда старая европейская дорога - водный путь «из варяг в греки» - стала слишком опасной и практически недоступной). Очевидно, нужно иметь в виду, по крайней мере, еще один важный фактор: в Италии городская культура опиралась на мощную традицию античной городской культуры, была укоренена в исторической памяти народа.

Экономический подъем городов был связан с расцветом ремесел и торговли, накоплением в городах капитала и появлением условий для перехода от ремесленного производства к мануфактуре. Из феодального мира город выделяли:

Наличие специализированного производства. В отличие от крестьянина, ведущего натуральное хозяйство и вынужденного одновременно быть не только земледельцем, скотоводом и виноградарем, но и столяром, ткачом, кожевенником, изготовлять собственными руками практически всю свою нехитрую утварь, ремесленники все более и более становились профессионалами. Даже такие традиционные крестьянские работы, как выпечка хлеба или пивоварение, становились в городе вполне самостоятельными занятиями. Это был подготовительный этап становления профессионализации, характерной для Нового времени;

Ориентированность городской экономики на денежный обмен. То, что крестьянин традиционно производил в собственном хозяйстве, горожанин покупал на рынке. Город с самого своего возникновения был ориентирован на рыночную экономику;

Все расширяющееся использование наемного труда в городе. В городе ремесленники и торговцы, как правило, нанимали подмастерьев и приказчиков, платили им за это заработную плату. Патриархальные «семейные» отношения между мастерами и подмастерьями последовательно трансформировались в отношения хозяина и наемного работника.

Вслед за экономическими отношениями трансформировалась и городская социальная среда. В ремесленных центрах помимо цеховых мастеров появляется совершенно новая для средневековья общественная группировка - постоянный рабочий, не имеющий собственности и живущий продажей своего труда.

Новой растущей социальной группой в городах становятся люди свободных профессий, специально занимающиеся науками, искусством, литературой и получающие средства для жизни благодаря своим занятиям, - интеллектуалы (европейская интеллигенция). Появление этой группы стало возможно потому, что укреплявшие свое материальное положение бюргеры, подражавшие образу жизни феодальной аристократии, значительно расширили число заказчиков и потребителей светской художественной культуры.

Специфической городской группировкой был городской патрициат. Как уже отмечалось, богатые горожане во многом подражали феодалам, но образ жизни их принципиально отличался от образа жизни подлинных баронов. Во-первых, это была открытая социальная группа, постоянно пополняющаяся за счет вливавшихся в нее разбогатевших бюргеров. Во-вторых, их богатства складывались главным образом в торгово-ростовщической сфере, за счет откупных платежей и аренды городского имущества. Характерно, что значительная часть патрициата, особенно в Северной и Средней Италии, а также во Фландрии, все более предпочитала ростовщичеству и откупу городских монополий организацию доходного производства (особенно дающего высокий доход сукноделия).

Следует добавить, что социальная среда города, помимо этих трех динамично развивающихся социальных групп, включала в себя и слои, принадлежавшие феодальному миру: светских сеньоров, поселившихся в городе, и часть духовенства, которая осуществляла свою деятельность среди горожан (новые монашеские ордена доминиканцев и францисканцев). Эти социальные слои все более и более ориентировались на городскую культуру.

Политические изменения в средневековом городе находят выражение в коммунальном движении и коммунальных революциях. Экономически окрепший город всеми средствами стремится освободиться из-под феодальной зависимости. В результате коммунальных движений многие города становятся вне феодального права, получают привилегию руководствоваться городским правом на территории города и в прилегающих окрестностях. Городское право не только обособляло городскую коммуну, изымало ее из-под сеньоральной юрисдикции, но и противопоставляло город феодальной системе. Зависимый крестьянин, прожив за городскими стенами определенный срок (год и один день), приобретал свободу согласно известному принципу: «городской воздух делает свободным».

Многие города изгоняли проживавших в них феодалов или ограничивали их права, создавая, таким образом, новую городскую привилегированность. Города, наконец, устанавливали вой формы административной организации. Это были территориальные братства, торгово-ремесленные корпорации (цеха и гильдии), объединения подмастерьев и органы коммунального самоуправления - городские советы.



Истоки культуры Возрождения в Италии. Общая характеристика гуманизма.

Ранние капиталистические отношения прежде всего зародились и стали развиваться в Италии => начала формироваться и раннебуржуазная культура, получившая название «Возрождение».

Идейное содержание культуры Возрождения, выразившееся в научных, литературных, художественных, философских, педагогических взглядах, обычно обозначается термином «гуманизм»: человек в центре мировоззрения гуманистов – антропоцентрический принцип. Светский характер, индивидуализм. Идеал личности раннего гуманизма включал в себя и гражданские добродетели, предполагал, что эта личность должна служить пользе общества и государства.

Развитие науки и техники, начало производства книг (1445 – Гуттенбург, Германия). Изучение античной культуры.

Литература. Данте Алигьери – «Божественная комедия» - энциклопедия знаний средневековья. Первыми гуманистами в подлинном смысле этого слова были итальянские писатели Петрарка (сонеты Лауре и др.) и Боккаччо (новеллы «Декамерон» - высмеивал духовенство).

Искусство. Светский дух. Джотто, Мазаччо (живопись). Открытие в XV в. законов перспективы. Донателло (скульптура). Бруннелески (архитектура).

Со времени Петрарки и Боккаччо гуманистическое просвещение стало быстро распространяться по всей Италии. Во Флоренции, Риме, Неаполе, Венеции, Милане появились кружки гуманистов. Особенно выделялась в этом отношении Флоренция (Медичи).

Эта культура с начала XV в. оказывает влияние на культурную жизнь других стран Западной Европы, где развитие городов, накопление в руках городской верхушки (главным образом купечества) больших состояний подготовляют почву для возникновения в недалеком будущем раннебуржуазной культуры и гуманистического мировоззрения.

Характерной чертой ранней буржуазии в Италии XIV-XV вв. были широта и многообразие ее экономической базы. Ее представители занимались торговлей и банковскими операциями, имели мануфактуры и, кроме того, были, как правило, земельными собственниками, владельцами имений в округе. Сферой наибольшего накопление капитала были торговля, связывавшая Италию со всеми известными в то время странами, и ростовщичество (банковское дело), приносившее итальянским городам огромные доходы. Поэтому богатая верхушка - купцы, банкиры, промышленники, располагавшие огромными по тому времени средствами, - включала в свой состав самые разнообразные элементы общества.

Неуверенность в завтрашнем дне, вообще характерная для этой переходной эпохи, активизировала предприимчивость и энергию этих людей и в то же время вызывала жажду ко всем «благам жизни», доступным в то время, желание пользоваться настоящей минутой. Богачи соперничали друг с другом в роскоши. Это было время красивых дворцов, роскошной домашней обстановки, дорогих и изысканных костюмов. Народ эксплуатировали, презирали и старались держать в узде, но в то же время его боялись, стремились отвлечь от борьбы за свои права, устраивая пышные празднества.



Роскошь городских богачей, тиранов, пап предъявляла все растущий спрос на архитекторов, художников, скульпторов, ювелиров, музыкантов, певцов и поэтов, которые своими произведениями должны были услаждать жизнь «избранных». В то же время правители итальянских государств нуждались в секретарях, искусных дипломатах для ведения сложных политических дел как в пределах Италии, так и вне ее, в юристах, публицистах и писателях, которые защищали бы их интересы, оправдывали захваты, прославляли их правление, чернили врагов.

Нарождающаяся буржуазия нуждалась в деловых людях, которые могли бы вести ее торговые и кредитные дела за границей, в искусных счетоводах, которые могли бы учитывать огромные и разнообразные доходы, в большом штате служащих торговых, промышленных и банковских предприятий.

Городам требовались врачи, нотариусы, учителя. Так вместе с буржуазией зарождается многочисленная обслуживающая ее интеллигенция, принимавшая самое активное участие в создании новой культуры Возрождения.

Понятие «Возрождение»

Термин «Возрождение» (часто употребляемый во французской форме - «Ренессанс») не получил в буржуазной науке устойчивого значения. Одни буржуазные историки - Ж. Мишле, Я. Буркгардт, М. С. Корелин - видели в культуре этой эпохи возрождение интереса к человеческой личности, «открытие мира и человека» в противоположность богословскому и аскетическому мировоззрению средневековья, другие же - возрождение культуры античной древности, надолго забытой после падения античного мира (Фойгт). Многие буржуазные историки конца XIX и особенно XX в. подчеркивали и сейчас подчеркивают тесную преемственную связь культуры Возрождения со средневековьем, стараясь найти ее религиозные и мистические корни. Но все эти определения дают лишь поверхностное и одностороннее описание некоторых внешних сторон культуры Возрождения, не объясняя ее социальной сущности, искажая и затемняя ее историческое значение.

Советская наука видит в культуре Возрождения раннебуржуазную культуру, возникшую на почве зарождения в недрах феодальной формации нового, капиталистического способа производства.

Возрожде́ние , или Ренесса́нс (фр. Renaissance , итал. Rinascimento ) - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи - начало XIV- последняя четверть XVI веков.

Гуманистический идеал чело­века нашел яркое воплощение в ренессансном искусстве XV в., Основу ренессансного стиля в архитектуре заложили выдающиеся зодчие - Брунеллески, Альберти, Филарете. Формируется новый тип здания - палаццо и вилла (городское и загородное жилища), совершенствуются виды общественных сооружений. Совершенство пропорций, прос­тота, просторные интерьеры- характерные черты нового архитектурного стиля. В скульптуре высокого уровня достигает искусство рельефа, характерна пластичность фигур, светская интерпритация церковных сюжетов. Крупнейшими скульпторами, в творчестве которых формировался ренессансный стиль, были Гиберти, До­нателло, Вероккьо. В скульптуре быстро развивается искусство портрета. Основоположником живописи итальянского Возрож­дения был Мазаччо (1401-1428). Его фрески в капелле Бранкаччи во Флоренции исполнены жизненной реальности и пластической выразительности, героической возвышенности образов и композиционной простоты. Флоренция становится главным центром ре­нессансной живописи Италии XV в. Сандро Ботти­челли создает одухотворенные образы на основе ан­тичной мифологии (картины «Весна», «Рождение Венеры» и др.). В живописи, графике, скульптуре, широ­ко распространился жанр портрета. Венецианская школа живописи XV в. дала имена выдающихся художников - Анто-нелло да Мессина, Витторе Карпаччо, Джованни Беллини, создававших выразительные портреты, многофигурные композиции, торжественные и в то же время изобилующие деталями венецианского быта. Развитие наук. Раннее Возрождение в Италии было ознамено­вано бурным подъемом не только искусства, но и наук, прежде всего гуманитарных. В ведущей - этике - сложилась целостная гуманистическая концепция человека, свободного творца своей судьбы, мудрого устроителя своего земного бытия. Этой общей для всех направлений позиции не противоречили по-разному трактуемые Бруни или Валлой, Альберти или Пико отдельные этические категории (высшее благо, нравственный идеал, добродетели и т.д.). В педагоге сложилась новая теория воспитания и образо­вания и новая методика преподавания (ученик – личность). . В развитие педагогических идей гуманизма внесли вклад Бруни, Альберти, Пальмиери, выдающиеся педагоги-практики Гварино да Верона и Витторино да Фельтре. Гуманисты рассматривали историю как процесс спонтанного развития, в котором активная сила - сам человек. В истории, следуя античной традиции, гуманисты видели «наставницу жизни». Переводы сочинений античных авторов по медицине, математике, астрономии расши­рили основу, на которую опиралось естествознание в XV в. Особенно заметными были успехи математики. Знаменитый математик Лука Пачоли (1445- 1514) внес большой вклад в развитие алгебры, геометрии, теории бухгалтерского учета, а его знаменитый труд «О божественной пропорции» служил практическим руководством для художников и архитекторов. Важным завоеванием науки были и таблицы планет, составленные немецким астрономом и математиком И. Мюллером (Региомонтаном). Успехи в картографии и географии, астрономии и судостроении сделали возможными длительные морские экспедиции, приведшие уже в конце XV в. к первым географическим открытиям. Наконец, открытием огромного исторического значения стало изобретение в середине XV в. книгопечатания Иоганном Гутенбергом (ок. 1445 г.). Оно стало одной из важных технических основ бурного подъема ренессансной культуры в конце XV - начале XVI в.

Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин.

Исторические предпосылки формирования гуманистической идеологии в Италии.

1. Высокий уровень развития городов.

2. Рост экономики Италии.

3. Качественные сдвиги в экономике создавали почву для появления новых слоев общества и трансформация старых. Нобилитет (nobili, grandi, magnati) – высший слой пополанства «новые люди» или деловые люди (uomini d´affare, gente nuova). (Процветание дома Медичи связывают с Джованни Деи Бенчи, оставившим сыновьям в 1429 г. капитал 180.000 флоринов, в 1440 г. капитал семьи составил 235.000 флоринов, у Козимо – 400.000). Социальный состав итальянского города – popolo grasso, gente nuova, плебс.

4. Одним из важных факторов, оказавших воздействие на формирование гуманизма, были настроения, чаяния пополанов итальянских городов XIV-XV вв. Появляется новый тип человека – хозяина жизни.

ВОЗРОЖДЕНИЕ - термин "Возрождение", являющийся калькой французского термина "Ренессанс", введенного в научный оборот в середине XIX в. историком Ж. Мишле, обозначает эпоху в истории итальянской (а под ее воздействием и европейской) культуры XIV-XVI вв., ознаменовавшую переход от Средневековья к Новому времени.

Гуманистическое мировоззрение Возрождения, в противовес средневековому теоцентризму поставившее в центр своего внимания взаимоотношения человека и мира, ориентировалось прежде всего на земное предназначение человека и ставило на первое место гармоничное всестороннее развитие личности. В рамках этого мировоззрения человек рассматривался как высшее создание Бога, а его деятельность - как продолжение на земле Божественного творения. Достоинства человека мыслители Возрождения видели в творческой деятельности, направленной на развитие и совершенствование человеческой цивилизации, а также в прирожденной ему свободе, понимаемой как свобода морального выбора. При этом человек считался способным к нравственному совершенствованию без содействия Божественной благодати. Не случайно именно в эпоху Возрождения предпринимаются попытки создания этических систем, свободных от идеи посмертного воздаяния и отвергающих полезность для нравственности догмата о бессмертии души.

Кроме того, Возрождение создавало новую символику мира, тяготеющую к отождествлению Бога и природы, обожествлению природы и человека. Природа рассматривалась в качестве носительницы гармонического разумного начала, а человек - как ее самое совершенное проявление.

Гуманистический пафос эпохи нашел наиболее полное и яркое выражение в искусстве, обратившемся к античной культуре как высшему духовному авторитету, источнику знаний, этических и эстетических ценностей. Например, в архитектуре воскрешаются принципы античной ордерной системы и разрабатывается концепция идеального города. Формируется новый пластический язык скульптуры, основанный на изучении натуры и античного наследия: свободно стоящая статуя, памятник современнику, скульптурный портрет и т. п. В живописи складывается новая изобразительная система, основанная на изучении натуры, на использовании линейной и воздушной перспективы - портрет, пейзаж, историческая композиция.

Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997. Атеистический словарь. М., 1986. С. 91-92.

Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь

Эпоха в истории итал. (а под ее воздействием и европ.) культуры 14-16 вв., ознаменовавшая переход от средневековья к Новому времени. Будучи радик. переворотом во всех областях культуры, В. оказало значит, воздействие и на эволюцию религ. сознания, на развитие свободомыслия и...

Философский словарь

Послесредневековый период (XIV - XVI вв.) мощного культурного развития Европы под знаком освоения античного духовного наследия. Примечателен обширным многообразием достижений религиозной мысли, не связывавшей себя верностью церковной догматике. Итогом стал скептицизм,...

Философский словарь

(regeneratio, Wiedergeburt) - широкое по смыслу и значению богословское понятие. Догматика обозначает словомвозрождение, в тесном смысле, плоды и благодатные действия в человеке крещения. В крещении подается человеку не только освобождение от грехов, в смысле прощения и...

Понятие и происхождение Возрождения

возрождение культура католическая церковь

Коренные изменения в духовной жизни европейского общества, во взглядах на человека произошли в эпоху Возрождения. Возрождение (Ренессанс) - термин, принятый для обозначения периода в культурном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV- XVI века, в других странах - конец XV-XVI века).

Базисом, на котором выросла культура Возрождения, стало городское хозяйство в период его перехода в капиталистическое. Эта новая культура возникла в революционную эпоху - в эпоху первых атак нарождавшейся буржуазии на устои феодальных отношений, в эпоху возникновения национальных государств и подрыва духовной диктатуры католической церкви - главной твердыни средневекового мировоззрения. Это и предопределило революционный характер переворота в области науки и культуры, которым явилось Возрождение.

Возрождение - период в истории европейской культуры, получивший своё определение через отношение к другой эпохе, античности. Целое тысячелетие, прошедшее от падения Римской империи (IV-V вв.), сочли тогда бесплодной паузой в развитии человечества. Её назвали Средними веками. Пробуждение интереса к древним классическим образцам было воспринято как знак обновления. Понятие «возрождение» (ит. rinascita) ввёл историк искусства XVI в. Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.). Он утверждал, что живопись, скульптура и архитектура со времён античности пришли в упадок, низверглись «до крайней своей гибели»; но, так как «природа этих искусств сходна с природой и других, которые, как человеческие тела, родятся, растут, стареют и умирают», возможно «понять поступательный ход возрождения искусства и то совершенство, до коего оно поднялось в наши дни». В середине XIX в. в культуру вошло французское слово «Ренессанс» (Renaissance - «Возрождение»), характеризующее эпоху, последовавшую за Средневековьем.

Первый исследователь эпохи - швейцарский философ и искусствовед Якоб Буркхардт, автор книги «Культура Италии в эпоху Возрождения» (1860 г.), - представлял Ренессанс как время решительного разрыва со Средневековьем, освобождения от христианского догматизма. С Буркхардтом начали спорить ещё в конце XIX в. Доказывали, что он преувеличивал новизну эпохи и степень её отказа от средневековых ценностей; что Возрождение не было антихристианским даже в своём утверждении идеала светской культуры. В одном Буркхардт, безусловно, прав: эпоха Возрождения началась с того, что признала способность человека быть творцом, художником.

Хронологические границы развития искусства Возрождения в разных странах не вполне совпадают. В силу исторических обстоятельств Возрождение в северных странах Европы запаздывают по сравнению с итальянским. И все же искусство этой эпохи, при всем разнообразии частных форм, обладает важнейшей общей чертой - стремление к правдивому отражению реальности. Эту черту в прошлом столетии первый историк эпохи Возрождения Якоб Буркхард определил как «открытие мира человечества». Искусство Возрождения делится на четыре этапа: Проторенессанс (конец XIII - I половина XIV века), Раннее Возрождение (XV век), Высокое Возрождение (конец XV века первые три десятилетия XVI века), Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века). В литературе о Возрождении часто употребляют итальянские наименования столетий: дученто - XIII век, треченто XIV век, кватроченто - XVI век.

Более всего Буркхардт известен своей интерпретацией итальянского Возрождения, которое он считал первым зрелым выражением духа Нового времени. Уходя от характерного для его эпохи позитивизма и почти не обращая внимания на политические, дипломатические, военные и экономические события, интересовавшие его предшественников, он видел задачу историка прежде всего в общей оценке и синтезе событий прошлого.

Буркхардт пытался воплотить психологию и этические ценности прошлых эпох в серии конкретных типов, таких, как грек «героической эпохи» или «универсальный человек» Возрождения. Жизнь и личности великих людей интересовали его постольку, поскольку он считал их творцами «стилей жизни», придающих единство и своеобразие историческим эпохам. Так, Возрождение было для него эпохой художников, которые задали тональность всему этому периоду. Всякая деятельность в то время выражала стремление к прекрасному - даже в политике, где государство рассматривалось прежде всего как «произведение искусства».

Иная точка зрения была высказана ученым П.О. Кристеллером, который полагал, что гуманисты были переоценены, им присвоили заслугу в деле обновления мысли, которой они в действительности не имели, поскольку если и занимались философией и науками, то лишь косвенно. В общем, согласно Кристеллеру, гуманисты не были истинными реформаторами философской мысли, потому что совсем не были философами.

Главные перемены происходили в сфере сознания, образования и творчества. В пределах старого мира рождался новый человек. (С него и начинается Возрождение.) Место его рождения не вызывает сомнений - Италия. Сроки устанавливают чаще всего в промежутке между 1300 и 1350 гг. Иногда дату называют с точностью до месяца и дня: 8 апреля 1341 г., на Пасху. В этот день на Капитолийском холме сенатор Рима увенчал лаврами великого Франческо Петрарку. Такая церемония чествования поэта существовала в античной древности, но уже много веков не возобновлялась. Петрарка возложил венок на алтарь главного римского храма - собора Святого Петра. Античный ритуал совершился в новом обрамлении: поэт предлагал не вернуться к античности, но соединить античный идеал гармоничной личности с христианской духовностью. Мерилом времени, которое прежде мыслилось подвластным Богу, становится история человеческих дел. Это смело и ново, хотя осознаётся скорее как одно из следствий возрождаемой античной мудрости: человек есть мера всех вещей. В Средние века были очень распространены сочинения на тему «О презрении к миру», что означало и презрение к человеку. На смену приходят трактаты и речи иного содержания - «О достоинстве человека». Центр мирового устройства сместился в умах по направлению к личности, баланс сил нарушился в её пользу.

Баткин Л.М. в своей работе «Итальянское возрождение в поисках индивидуальности» говорит о том, что «само Возрождение «не могло» достроить героическое и натуралистическое понимание индивида до понятия личности. Это вообще не было его задачей. Идея личности, не прорываясь во «внешнюю речь» Возрождения, остается всецело моментом внутренней его речи, в которой слиплись (одномоментны) античный, средневековый и новоевропейский культурные смыслы. А именно: «благородство» индивида, его «универсальность», его отличие от всех других индивидов, его «природность», его «божественность», его «бренность», «вечность», земная «слава», «доблесть», «фортуна» и пр.

Баткин пишет, - «это мышление как бы одними предикатами. Логический субъект подразумевается с тем большей интенсивностью, что он не называется, не определяется. Предикатами буйно обрастает пустое место. Но место не пустое, оно - нечто, что порождает предикаты - оно их возможность.

Неполнота, неготовность, неявность ренессансной личности, строящей себя (культурологически) с краев и по частям,- не какая-то ее неполноценность, «незрелость» в сравнении с личностью Нового времени. Напротив, именно в этом - исторически-особая зрелость и мощь, то, что делает ее «титанической», «безграничной», словом, ренессансной».

Индивид отпадает от внешнего мира. Больше нет его естественной включенности изнутри в мировой порядок вещей. Нет слияния с этим макрокосмом или уподобления ему. Это означает, что индивид попадает в положение отстраненного наблюдателя. Натурфилософия становится гносеологией, т. е. учением об «отношении субъекта к объекту». До XVII в. не слыхивали ни о каком «объекте». Возникает наука в современном смысле слова, руководствующаяся критериями «научности». До XVII в. под наукой понимали осведомленность, ученость, но понятия не имели ни о какой «научности» и ее строгостях.

В культурном же плане (и, в частности, в нравственном) отделение человека от внешнего мира парадоксально означает, что отныне на индивида ложится тяжкая личная ответственность за этот мир.

Отделившись от внешнего мира, личность тем самым устанавливает с ним некое своеобразное и эффективное отношение. Внешний мир в ней овнутряется. А ее внутреннее состоит не только в мыслях и выражается не только словами. Срабатывает обратная связь. Личность есть, конечно, рефлексия; но благодаря суверенности личность онтологична. Личность есть последняя истина своего существования. О своеобразии личности можно, судить по ее отношениям с миром, развивающимися биографически, по свойственному только ей способу отвечать на вызов обстоятельств, короче, судить, ничего непосредственно не зная о рефлексии, но исходя из фактов. Ибо это - в случае с личностью - всякий раз сросшиеся с нею, относящиеся только до нее, насквозь индивидуальные факты.
С этой точки зрения личность заявляет о себе поступками, и она такая, как поступает. Как говаривал Дон Кихот: «Каждый сын своих дел». Здесь речь идет именно о личных поступках, а не о действиях, пусть и пропущенных через рефлексию, но внушенных верой в норму и утверждающих Смысл, которому причастен индивид. То есть собственно-индивидно здесь скорее переживание и осмысление действий, но не действия. В поступках, напротив, выражается смысл, причастный индивиду, восходящий к тайне его оригинальной личности и потому порой труднообъяснимый, словно бы не мотивированный, не отрефлектированный. Но сам человек говорит: «Просто я иначе не могу». Или: «Принимайте меня таким, каков я есть». И окружающие часто это тоже ощущают и соглашаются: «Да, в этом он весь». Он - а не Истинная Мудрость или Провидение, которому он послушен. Разумеется, отсутствие рефлексии - мнимое. В поведении личности, в принципе, все существенное окрашено и подготовлено раздумьями всей жизни, уникальной логикой этой судьбы. Культура эпохи Возрождения получила название гуманизма (от лат. человеческий, человечный). Этим термином обозначалась светская образованность в противовес богословско-схоластической. Отличительная черта новой культуры - признание интересов и прав человеческой личности, игнорировавшихся государственными феодальными порядками и религиозной моралью аскетизма.

Сегодня под гуманизмом понимается направление общественной мысли, характеризующейся защитой достоинства и свободы личности, ее всестороннего развития, борьбой за человечность общественных отношений.

Понятие «гуманизм» означает признание человека высшей ценностью, воплощает дух человеколюбия. Этим термином обозначают философию эпохи Возрождения. Однако тогда существовало лишь слово «гуманист»: оно указывало на изменившийся характер образования. Новые люди посвящали себя не богословию - постижению Бога, а расширению знания о земном и человеческом (лат. studia humanitatis). Вершиной мудрости гуманисты считали литературу и философию античности, созданную на классической, «золотой», латыни (противопоставляемой вульгарной латыни Средневековья).

Было бы неверно, впрочем, думать, что гуманисты проводили время исключительно в библиотеке или архиве. Новое знание они, особенно вначале, спешили внести в жизнь. В разнообразии деятельности и выявляется, по их представлению, разносторонне развитая личность (лат. homo universalis), которая более всего ценит свободу и достоинство и, естественно, более всего ненавидит тиранию в государственной жизни и лицемерие в нравственной.

Первые итальянские - точнее, флорентийские - гуманисты вплоть до 30-х гг. XV в. активно отстаивают это убеждение именно как гражданской принцип. На протяжении нескольких поколений гуманисты традиционно занимали во Флоренции пост канцлера республики. Они выполняли роль политических советников, воспитателей общества и своими памфлетами порой пугали внешних врагов больше, чем военная сила. Но постепенно (во Флоренции с приходом к власти семейства Медичи в 1434 г.) гражданские идеи тускнеют; местом деятельности гуманиста становится не зал заседаний совета республики, а загородная вилла, где он беседует с друзьями. Гуманист выступает уже не в роли оратора, а в роли философа.

Граф Пико делла Мирандола (1463-1494) предлагает обобщить мудрость человечества в едином учении и создаёт самый прославленный трактат на тему «О достоинстве человека». Однако на практике оказывалось всё труднее примирять принцип деятельности с утверждением нравственно достойной личности. Знаком кризиса стало учение Никколо Макиавелли. Автор печально знаменитого трактата «Государь» (1513 г.), Макиавелли вошёл в историю как защитник тезиса: «Цель оправдывает средства». Опираясь на него, политический деятель мог легко оправдать любые свои злодеяния величием намеченной цели - такой, например, как создание мощного государства или достижение всеобщего счастья. Может ли создатель подобной теории, отделившей политику от морали, считаться гуманистом? Макиавелли, безусловно, был им - по характеру образованности и по складу личности. Его идеи рождались в отчаянной исторической ситуации; стало очевидным, что Италия, с которой связывали мечтания несколько поколений гуманистов, гибнет, так и не сумев достичь политической целостности и защитить себя от врагов. Оставалось искать столь же отчаянных средств - и прежде всего надеяться на сильную личность, способную спасти страну. В этом тогда виделась великая цель; ради неё, полагал Макиавелли, можно пойти на всё.

Эпоха родилась с мечтой о единстве деятельности и нравственного достоинства, а закончилась трагическим разочарованием. Впрочем, когда в Италии уже пережили крушение иллюзий, в других странах Европы лишь начинали мечтать о той же гармонии. Англичанин Томас Мор даже дал мечте имя - Утопия, в книге с таким же названием (1515-1516 гг.).

Вся эпоха Возрождения была утопической по характеру, т. е. исполненной надежды на осуществление в реальности человеческого идеала. Если Мор вёл речь о построении справедливого и разумного общества, то другая знаменитая утопия - «Город солнца» (1602 г.) Томмазо Кампанеллы (1568-1639) - проникнута «природной идеей». Залог счастья соляриев, жителей солнечного города, в любви к природе и готовности овладеть её законами с помощью науки.

Итальянские гуманисты требовали свободы для человека. «Но свобода в понимании итальянского Ренессанса, - писал его знаток А.К.Дживелегов,- имела ввиду отдельную личность. Гуманизм доказывал, что человек в своих чувствах, в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть силой воли, мешающий ему чувствовать и думать как хочется». В традиционном христианском понимании человек - это лишь греховное существо, обязанное всей своей временной земной жизнью доказать право на жизнь вечную, но не материальную, а духовную. Поэтому человек должен всячески искоренять собственную материальную природу, являющуюся источником греха. Все же свои помыслы он должен посвятить лишь одному - любви к Богу, ибо именно Бог является центром и целью всякого мышления и действия.

Итак, с конца XIII - начала XIV в. сущность человеческой личности начинает пониматься совершенно иначе. На смену христианскому теоцентризму приходит антропоцентризм Возрождения, когда человек, проблемы личности становятся центром и целью всякого познания, мышления в целом.

Многие проблемы, разрабатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию.

Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры.

С наступлением эпохи Возрождения человек вновь подвергается кардинальному изменению, и этого нельзя не заметить, с новой силой разгорается интерес к древнему искусству и литературе. На базе достижений древности складывается новая литература и новое изобразительное искусство, и не только.

В эпоху Возрождения вновь появляются эпикурейцы, стоики, преисполненные верой в природу пантеисты, скептики и атеисты. И впервые у молодых германо-романских народов все эти оттенки жизненной настроенности и веры выступают открыто в ясном свете дня, с открытым забралом. Лоренцо Балла, Эразм, Макиавелли, Монтень, Юстус Липсиус, Джордано Бруно выражают различные жизненные позиции человека. От лиц итальянских тиранов исходит дьявольское соблазнительное сияние атеизма и эпикуреизма и среди правителей старых монархий также появляется новый тип свободной духовной, проникнутой идеями Возрождения образованности, представителем которой в средние века был только Фридрих II. Вообще теперь, в этом свободном воздухе, когда новый гуманистический дух требует жизни, которая может быть прочувствована в фантазии, увеличивается многообразие характеров. Постепенно появляются совершенно различные типы жизненного поведения: набожный католик, различные его типы вплоть до иезуита, индепендентская вера протестанта как единая воля, идущая от Бога и в качестве таковой подчиненная лишь Божьему суду, оттенки этой веры в направлении деизма в сектах, основывающийся на силе разума философ, следующий Эпикуру сдержанный светский человек и, наконец, атеистически настроенный чувственный человек. И одновременно среди всех этих типов возникает углубленная энергия мышления о человеке и о моральном законе. Представители церковных партий высказываются в научной философской форме вплоть до позднего XVII в.; так среди иезуитов появляются Беллармин, Суарес, Мариана, среди ораторианцев - Мальбранш, среди янсенистов - Паскаль, Арно, Николь, среди французских гугенотов - выдающиеся юристы и ученые-государственники того времени, среди ремонстрантов - Гуго Гроций.

Литература и изобразительное искусство в эпоху возрождения стали основными изобразительными средствами в искусстве. Самым важным объектом для изображения стал человек. Особенностям жизни человека уделяли внимание все больше и больше. В огромной мере этому способствовало развитие христианской культуры.

Возрождение в литературе, началось несколько ранее чем в изобразительном искусстве, а потому, литература дала более яркие плоды.

Подводя итоги, следует еще раз сказать, что человек поверивший в свои силы способен достигнуть в искусстве большего, чем человек средневековья.


Список использованной литературы


1.Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Отв. ред. С.С. Аверинцев; АН СССР. - М. : Наука, 1989. - 270, с. - (Научно-популярная литература. Серия "Из истории мировой культуры"). - Библиогр. в примеч.: с. 248-271.

2.Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления / Л.М. Баткин. - М. : Наука, 1978. - 199 с. - (Из истории мировой культуры).

Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения: Опыт: [Пер. с нем. / Вступ. ст. и коммент. К.А. Чекалова; Послесл. А.Е. Махова, с. 474-509]. - М. : ИНТРАДА, 1996. - 523, с. : ил.

Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира: учеб. пособие / под ред. В.Л. Полякова, Н.И. Элиасберга. - СПб. : Специальная литература, 1996. - 564 с.

Дживелегов А.К. Творцы итальянского Возрождения: [В 2 кн.] Т.1. / А.К. Дживелегов. - М. : ТЕРРА - Кн. клуб: Республика, 1998. - 351 с.

Кристеллер П.О. Ренессансный образ мыслей и его источники (перевод с нем. на англ.), Н.-Й., 1979.

Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. - М. : Мысль, 1982. - 623 с. : ил. - Библиогр.: с. 615-623.

Рутенберг В.И. Титаны Возрождения / [Послесл. М.Т. Петрова]; АН СССР. - 2-е изд. - М. : Наука, 1991. - 151, с. : ил. - (Серия "Из истории мировой культуры").

Человек в культуре Возрождения: [Сб. ст.] / Рос. акад. наук, Науч. совет по истории мировой культуры, Комис. по культуре Возрождения; [Редкол.: Л. М. Брагина (отв. ред.) и др.]. - М. : Наука, 2001. - 262, с., л. ил. - Библиогр. в примеч. в конце ст.


Заказ работы

Наши специалисты помогут написать работу с обязательной проверкой на уникальность в системе «Антиплагиат»
Отправь заявку с требованиями прямо сейчас, чтобы узнать стоимость и возможность написания.

Лучшие статьи по теме