Тренды дизайна. Квартира. Стили. Материалы. Напольные покрытия
  • Главная
  • Стили
  • Какие бывают периоды в истории. Всеобщая история искусства, ее периодизация, эпохи и стили

Какие бывают периоды в истории. Всеобщая история искусства, ее периодизация, эпохи и стили

Итак, констатация перехода общества от низших ступеней развития к высшим в условиях дискретного и неравномерного развития отдельных цивилизаций не может быть положена в основу периодизации всемирной истории. Вместе с тем это не означает отказа от периодизации по некоторым существенным критериям, даже если они не носят универсального характера.

Деление всемирной истории на древний мир, средние века и Новое время, ставшее традиционным для исторической науки по крайней мере с XVIII века, по-прежнему сохраняется. Это членение имеет свои достоинства, однако его не следует связывать с преобладанием на земном шаре какой-либо определенной ступени развития цивилизации, так как каждый из этих больших периодов для человечества в целом сочетает в себе разные ступени в разных регионах. А наиболее передовые ступени в развитии цивилизации будут охватывать лишь ограниченные по территории ареалы. Поэтому для периодизации всемирной истории предпочтителен и более целесообразен такой подход, который выделяет наиболее характерные, типичные для относительно продолжительного времени особенности развития не отдельных цивилизаций, а по крайней мере нескольких. Конечно, в ряде случаев изменения в наиболее передовой цивилизации могут служить обозначением целой эпохи всемирной истории, если их последствия со временем окажут воздействие на человечество в целом.

Историческая эпоха - своеобразная веха или рубеж в историческом процессе, воплощающая в себе важные, переломные в его ходе события, определяющие последующее развитие общества. Это понятие было введено в употребление французскими просветителями и первоначально использовалось для обозначения последовательных ступеней социального прогресса. Так, Ж. А. Кондорсе выделял десять следующих друг за другом эпох в истории человечества: от первой - соединений людей в племена до девятой - Французской республики и предстоящей десятой эпохи грядущего расцвета человеческого разума. Однако в XIX и XX веках возобладала иная трактовка понятия исторической эпохи. В отличие от философско-социологической периодизации общественного прогресса (стадий интеллектуального прогресса О. Конта, общественно-экономических формаций у марксистов, стадий экономического роста У. Ростоу или уровней технологического развития и т. п.) понятие исторической эпохи приобрело значение преимущественно конкретно-исторического, хронологически определенного отрезка всемирной истории. Это было вызвано тем, что отдельные регионы, страны и народы вследствие неравномерности общественного развития проходят одинаковые ступени социального прогресса в масштабе всемирной истории не одновременно, а в разное время. Вследствие подобной неравномерности в один и тот же хронологический период могли существовать и взаимодействовать страны и народы, находившиеся на разных уровнях экономического, социального и культурного развития. Поэтому в хронологии всемирной истории и было принято выделение отдельных эпох, более кратковременных по сравнению с ее членением на древний мир, средние века и Новое время, но более длительных, чем исторический период.

Исторические эпохи насыщены важными событиями всемирного значения, представляют собой переломные этапы в поступательном развитии, как правило, человечества в целом; они могут быть отделены друг от друга более или менее продолжительными периодами стационарного состояния, застоя или даже попятного движения, могут непосредственно примыкать друг к другу и даже накладываться друг на друга.

Яркими примерами исторических эпох являются неолитическая революция в VII–IV тысячелетиях до н. э., приведшая к переходу человечества к земледелию и скотоводству и образованию первых цивилизаций; эпоха эллинизма, которая трансформировала социально-политические и культурные основания важнейших регионов Европы, Азии и Африки; Великое переселение народов в начале новой эры, охватившее эти же континенты и сопровождавшееся упадком и гибелью Западной Римской империи, династии Хань в Китае, парфянского и сасанидского царств на Ближнем Востоке; эпоха крестовых походов XI–XV веков; эпоха Возрождения, Реформации и религиозных войн в Европе в XV–XVII веках, заложивших основы протестантской этики и капиталистического предпринимательства; эпоха Великих географических открытий XV–XVIII веков, вовлекших во взаимодействие все континенты нашей планеты и положивших начало созданию европейских колониальных империй, просуществовавших почти пять веков; эпоха становления индустриального общества, демократических революций и национальной консолидации европейских государств конца XVIII - начала XX века; современная эпоха мировых войн, социальных потрясений, возникновения и распада тоталитарных систем, национально-освободительных движений, а также стремительного научно-технического прогресса.

В отличие от философско-социологической периодизации истории человечества, обычно придающей ей одномерный характер, ее восприятие как определенной последовательности своеобразных конкретно-исторических эпох носит многомерный характер, благодаря чему она предстает во всем многообразии и различии судеб отдельных стран и народов. Понятие исторической эпохи подвержено весьма различным идеологическим интерпретациям. Особенно наглядно это демонстрируется разнообразными определениями современной эпохи: это эпоха империализма, пролетарских революций и перехода от капитализма к социализму (марксисты); эпоха национально-освободительного движения и краха колониальной системы империализма (националисты); эпоха преимущественно научно-технической революции и ее последствий (технократы); информационная, компьютерная и т. д. эпоха (футурологи). Поэтому для обозначения каждой исторической эпохи важно ее объективное, нередко комплексное определение с точки зрения значения данного переломного этапа всемирной истории для последующего социального прогресса человечества в целом.

Следует также сказать, что понятие «эпоха» часто употребляется и в более узком смысле для обозначения этапов в развитии отдельных сфер человеческой деятельности; например, техники (медный, бронзовый, железный век), культуры (в архитектуре - ренессанс, барокко, рококо, ампир, модерн, конструктивизм и т. д.); в художественной литературе - эпоха романтизма, сентиментализма, реализма, натурализма и др.). Однако в данном узком значении речь идет реально не об этих эпохах, а о различных стилях, школах, течениях.

Всматриваясь в будущее, некоторые западные социологи и футурологи стараются разглядеть контуры какого-то иного, «посткапиталистического» будущего общества, в которое в конечном счете воплотится общество постиндустриальное. В сущности, сама постановка проблемы социальной организации, которая должна прийти на смену капитализму, не нова. В любом случае, однако, в основе ее лежал социальный идеал справедливого общества. Различные мыслители вкладывали в него разный смысл, в том числе и утопический, что, например, подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс в отношении своих предшественников. В начале XX века ее пытались решить русские большевики. Они проводили в жизнь мобилизационную идею социализма, основанную на национализации всех средств производства, прямом продуктообмене и всеобъемлющем учете. В. И. Ленин считал, что материально-техническим образцом для социализма в России может служить государственно-монополистический капитализм, утвердившийся, в частности, во время Первой мировой войны в Германии.

Социализм, считал он, есть не что иное, как ближайший шаг вперед от государственно-капиталистической монополии. «Или иначе: социализм есть не что иное, как государственно-капиталистическая монополия, обращенная на пользу всего народа и постольку переставшая быть капиталистической монополией». Нельзя идти вперед, не идя к социализму, отмечал Ленин, «государственно-монополистический капитализм есть полнейшая материальная подготовка социализма, есть преддверие его, есть та ступенька исторической лестницы, между которой (ступенькой) и ступенькой, называемой социализмом, никаких промежуточных ступеней нет» .

Такова была российская версия социализма, утвердившаяся в XX веке, хотя Ленин не абсолютизировал историческую близость государственно-монополистического капитализма социализму во всем.

На смену этой версии социализма, вполне возможно, придет иная, в том числе и та, которую условно можно было бы обозначить как «американскую». Смысл этой концепции изложен, в частности, в книгах известного американского социолога Р. Тиболда , опиравшегося в своих рассуждениях о будущем Америки на взгляды своего соотечественника Э. Беллами , социально-утопического писателя конца XIX века. Основная идея Тиболда заключалась в том, чтобы ввести в стране так называемый «отрицательный подоходный налог», то есть наряду с обычными налогами на доходы граждан ввести выплату государством разницы между реальным доходом, получаемым гражданами, и таким доходом, который обеспечивает достойную жизнь и благосостояние. Эта идея была воспринята целым рядом американских политических деятелей и социологов, в том числе известным сенатором от штата Нью-Йорк Д. Мойнихэмом (кстати говоря, сотрудником Д. Белла).

В 70 - 80-е годы в отдельных штатах США проводились специальные исследования на тему о том, какое воздействие будет иметь введение «отрицательного подоходного налога» на стимулы к труду у малообеспеченных семей и как они распорядятся своим дополнительным доходом. Заключение социологов было противоречивым и не вполне благоприятным, так как реализация этой идеи, по их мнению, могла бы снизить стимулы к труду. И, кроме того, дополнительный доход этих семей мог бы тратиться не вполне рационально. Поэтому временно было решено сохранить для них и дополнительно ввести натуральные формы вспомоществования. Тем не менее сама идея не умерла, просто ее осуществление было отложено до лучших времен. Вполне вероятно, что в XXI веке в США, а также в ряде других экономически передовых стран принцип «отрицательного подоходного налога» сможет стать в той или иной форме одним из средств приближения к социальной справедливости.

Стремительность и масштабность перемен, происходящих в современном мире, заставляют ученых и политических деятелей задумываться над смыслом истории человечества. Есть ли у истории конечная цель? Каким может быть идеальное состояние общества и достижимо ли оно? Что таит для нас будущее? Еще недавно подобные вопросы рассматривались как метафизические. Теперь же над ними ломают голову и университетские профессора, и руководители государств, ибо рушится привычный порядок вещей, прежние стереотипы политического мышления и идеологические догмы оказываются несостоятельными.

Философия истории, как и сама история, - одна из наиболее полезных практически и вместе с тем опасных наук. Французский поэт и эссеист Поль Валери писал: «История - самый опасный продукт, вырабатываемый химией интеллекта. Свойства ее хорошо известны. Она вызывает мечты, опьяняет народы, растравляет их старые язвы, смущает их покой, ведет их к мании величия или преследования и делает нации горькими, спесивыми, невыносимыми и суетными».

Философия истории служит отнюдь не только отвлеченным предметом для обсуждения на университетских семинарах. Когда социализм был на подъеме и рушились колониальные державы, к теории цивилизаций прибегали, в частности, и для того, чтобы обосновать «историческое право» капитализма на существование в качестве «западной цивилизации». Теперь, после исчезновения СССР, окончания «холодной войны» и прекращения идеологической и политической конфронтации между великими державами, среди правящей в США элиты возобладало иное восприятие перспектив общественного развития. Широкое распространение получила философия истории, совпадающая с идеей нового американского порядка в мире. Партикулярные концепции своеобразных цивилизаций вытесняются универсалистскими концепциями единой либеральной цивилизации, которой в перспективе должны будут уподобиться все страны мира в ходе установления нового мирового порядка. Наиболее влиятельной среди них стала концепция «конца истории», который отождествляется ее автором американским футурологом Фрэнсисом Фукуямой с окончательным торжеством либерализма, рыночного хозяйства и демократического образа правления на нашей планете.

Надо иметь в виду, что само представление о смысле истории непосредственно связано с идеей ее завершения и логически выводится из нее. Так, для Гегеля смысл истории вытекал из воплощения абсолютной идеи в прусском абсолютистском государстве. Аналогичным образом для Ф. Фукуямы размышление о смысле истории заведомо предполагает ее завершение.

Концепция всемирной истории, изложенная им сначала в статье «Конец истории» (1989), а затем в книге «Конец истории и последний человек» (1992), по собственному признанию автора, отправлялась от гегелевского суждения, высказанного в 1806 году, суждения о том, «что мы находимся у ворот важной эпохи», которая кладет конец прежним заблуждениям сознания и открывает новую фазу духа. Смысл философии «конца истории» Фукуяма усматривает в том, что либеральные социальные принципы являются окончательной истиной истории, которой отныне не могут противостоять ни коммунизм, ни какая-либо еще идеология, о которой мы пока не знаем. Конечно, эта истина истории далеко не очевидна для всех, но, несмотря на грядущие столкновения, она повсеместно утвердит себя, пусть даже через несколько веков. Тем самым история приходит к своему концу в смысле ее завершения если и не в идеальном состоянии общества, то во всяком случае в плане отсутствия реальных альтернатив западному образу жизни.

Однако концепция Фукуямы все больше становилась объектом аргументированной и жесткой критики, особенно со стороны ряда социологов и политологов, не разделяющих оптимистических представлений о будущем человечества. Типичным примером довольно пессимистических взглядов на исторические перспективы цивилизации может служить работа известного западного политолога С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций», где будущее человечества изображается ареной ожесточенных столкновений между западной, исламской и другими цивилизациями .

Что можно сказать по этому поводу? Не только либерально-демократическая цивилизация, но человечество в целом сталкивается в начале XXI века с такими серьезными и глубокими глобальными проблемами - международным терроризмом, наркоманией, экологическим кризисом, нарастающим контрастом между развитыми и развивающимися странами, демографическим взрывом, отрицательными экологическими и социальными последствиями научно-технического прогресса, - что вряд ли можно изображать будущее как пребывание в пресыщенном, самодовольном и безмятежном состоянии «конца истории». История предъявляет очень жесткие требования к человеческому интеллекту, гражданскому мужеству, предприимчивости и изобретательности людей во всех сферах общественной жизни.

У поступательного развития человечества не может быть «конца истории», ибо всякий конец одной эпохи открывает начало следующей, которую мы пока можем лишь предвосхищать. О конце истории мы в состоянии рассуждать лишь так же, как о смысле истории. Ибо ответы на оба эти вопроса равнозначны. Если техногенной цивилизации суждено погибнуть спустя тысячу лет, как полагает немало ученых, вследствие экологического кризиса, то смысл истории человечества будет в его самоуничтожении; если же человечеству удастся создать на нашей планете общество благосостояния, то его история приобретет противоположный смысл.

В свое время Ф. Энгельс, которому нельзя отказать в исторической проницательности, писал: «История так же, как и познание, не может получить окончательного завершения в каком-то совершенном, идеальном состоянии человечества; совершенное общество, совершенное „государство“, - это вещи, которые могут существовать только в фантазии. Напротив, все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь преходящие ступени бесконечного развития человеческого общества от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и, таким образом, имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Но она становится непрочной и лишается своего оправдания перед лицом новых, более высоких условий, постепенно развивающихся в ее собственных недрах» .

Если история чему-то учит, то прежде всего она предостерегает от стремления уложить ее в какие бы то ни было упрощенные схемы, от попыток приписать ей завершенность и рассматривать ее сквозь призму текущих событий, ибо она всегда порождает нечто беспрецедентное, неожиданное, новое, причем в постоянно нарастающем ритме.

Незаконченность всемирной истории, ее продолжающееся движение будет заставлять философов и историков вносить дополнительные существенные коррективы в ее периодизацию. В этом вопросе, как и во многих других, многое все еще остается открытым. Периодизация всемирной истории зависит от смысла истории, а смысл истории может быть постигнут только после ее завершения. Чем же она завершится, мы можем только предполагать.

Лекция «Тема № 2»

Эпохи, стили, направления

Художественное произведение – это форма существования искусства. Оно отражает мир во всей сложности многообразия, эстетического богатства.

Художники* всегда стремятся правдиво передавать мир. В процессе творчества рождается определённый художественный метод, поэтому правда в искусстве не всегда тождественна правдоподобию.

В формировании художественно – образных приёмов, методов участвуют многие социальные и культурные предпосылки, связанные с представлениями о правде, с религиозно – идеологическими воззрениями общества, с мировоззрением собственно художника.

Исторически сложившиеся структурное единообразие художественных приёмов, художественного языка, взаимоотношений содержания и формы, объединяющее в данную эпоху произведения мастеров, работавших в разных видах и жанрах искусства, называется стиль .

Слово стиль может употребляться в широком смысле – стиль жизни, стиль игры, стиль одежды и т. п., и в узком – «стиль в искусстве».

В разных исторических эпохах Стиль проявляется в отдельных видах, которые называются актуальными.

Общественное развитие происходит неравномерно. Если оно носит замедленный характер как в Древности, то смена системы художественных форм происходит очень медленно на протяжении тысячелетий, столетий, то такое развитие принято называть художественная эпоха.

Позднее, с XVII в. мировое общественное развитие значительно ускоряется, искусство сталкивается с многообразными задачами, обострением социальных противоречий, поэтому происходит быстрая смена стилей.

В искусстве ХІХ – ХХ веков проявляются лишь отдельные стилистические тенденции, идеологическая неустойчивость общества препятствует образованию единых стилей и возникают быстро сменяющие друг друга направления.

Первобытное искусство (20000 – 5000 лет до н.э.) развивалось в полной зависимости от природы, от бытовых потребностей человека, было связано с магией. Характерно развитие керамики правильной формы, орнамента, резьбы, реалистического изображения животных (наскальные рисунки).

*Слово «художники» употребляется в широком смысле, т.е. художники, архитекторы, писатели и т.д. , т.е. создатели произведений искусства.

:

    Наскальная живопись с изображением животных. Росписи в пещерах Ласко (Франция), Альтамира (Испания), Тассилин Аджер (Северная Африка).

    Скульптурные изображения женщин, так называемые палеолитические Венеры.

    Мегалитические сооружения Стонхендж (Англия), Каменная могила (Украина).

Древние деспотии (искусство междуречья и Древнего Египта (5000 лет до н.э. – VIII в до н.э.)) представляют собой художественную эпоху. За этот период происходит множество художественных открытий, но главное, что определяет эпоху остается неизменным:

Полное подчинение религии,

Развитие погребальных культов,

Развитие канонов во всех видах искусства,

Становление основ строительной техники,

Синтез искусств в архитектуре,

    гигантизм.

Основные памятники и ведущие художники :

    Междуречье.

    Быки – шеду из дворца Саргона ІІ в Дур Шуррукине.

    Арфа с головой быка из царской гробницы Ура.

    Ворота богини Иштар. Вавилон.

Древн ий Египет:

    Пирамиды в Гизе

    Храмы амона Ра в Карнаке и Луксоре

    Храм Абу Симбел

    Тутмос. Скульптура. Голова царицы Нефертити

    Скульптура царского писца Каи

    Фаюмский портрет юноши в золотом венце

Античность (искусство Древней Греции (VII-Ш век до н.э.) и Древнего Рима (ІІІ век н.э)) объясняла мир мифологически. Это был одновременно реалистический и иллюзорно – фантастический взгляд на мир. В искусстве это выражается в:

    героизации идеального образа

    гармонии внутреннего и внешнего облика

    гуманизации искусства

Скульптура становится актуальным искусством. Античные художники передают образ совершенного человека с высочайшим мастерством и реалистичностью. В Древнем Риме развивается скульптурный портрет.

Античность выработала строительные системы, которыми мы пользуемся до сих пор. В Древней Греции сложилась ордерная строительная система, это сочетание колонн и перекрытий, а в Древнем Риме на основе открытия цемента использовали круглую арку и купол. Создали новые типы общественных и инженерных построек.

:

    Кносский дворец, о. Крит

    Львинные ворота, Микены

Древняя Греция:

    Архитектурный ансамбль Парфенона (основные храмы: Парфенон, Эрехтейон).

    Пергамский алтарь.

    Галикарнасский мавзолей.

    Фидий (скульптор). Скульптурное оформление Парфенона.

    Фидий. Скульптура Зевса Олимпийского.

    Мирон (скульптор). Дискобол.

    Поликлет (скульптор). Копьеносец.

    Скульптура. Венера Милосская.

    Скульптура. Ника Самофракийская.

    Скульптура. Лаокоон.

Древний Рим:

    Пантеон в Риме (храм всех богов)

    Колизей, амфитеатр Флавиев (Рим)

    Понт Дю Гар (Франция)

    Конная статуя Марка Аврелия

    Колонна Траяна (Рим)

Средневековое искусство (V – XVI в) подчинено христианской идеологии, наполнено аллегориями и символами. Характерен синтез искусства подчиненного христианской литургии. Актуальным видом была архитектура.

Эпоха делится на два периода: романское (XI – XII в.) и готическое (конец XII – XIV в.)

Романская архитектура использует конструктивные особенности архитектуры Древнего Рима (Rоmа). Романские соборы строят в форме базилик, они тяжеловесны с темными интерьерами, с двумя круглыми в плане башнями на фасаде здания. Скульптура украшающая собор плоскостна, схематична (чаще рельеф), расположена в основном над порталами.

Готическое искусство – это качественный скачок развития средневекового искусства. Собор сохраняя форму базилики, строится теперь на основе новой каркасной системы. Суть которой состоит в том, что используя стрельчатую арку строится кирпичный каркас. Промежутки между столбами – опорами (контрфорсами) заполнены окнами – витражами. Поэтому интерьеры становятся как бы пронизанными светом. Здание обильно украшено скульптурой, архитектурным декором. Фасад фланкируют башни теперь квадратные в плане. Фасад собора единственно настоящая стена богато украшена скульптурой. Теперь преобладает очень реалистическая, круглая скульптура. Над главным порталом находится круглое резное окно, которое называют «роза».

Поздняя готика (ХV – ХVI в.) отличается архитектурным декором фасада – напоминает языки пламени, исчезает окно – роза. Такая готика получила название пламенеющая.

Основные памятники и ведущие художники :

    Вормский собор (Германия) – романская архитектура

    Нотр Дам де Пари (Париж) - готическая

    Кёльнский собор (Германия) – поздняя

    Собор Святой Анны (Вильнюс, Литва) – пламенеющая

После распада Великой Римской империи в IV в н.э., она разделилась на Западную со столицей в Риме и Восточную со столицей в Византии. В Западной развивался католицизм и, соответственно, романская и готическая культура. А в Восточной (она стала называться Византия ) распространялось православие. В Византии вся культура тоже была подчинена религиозной идеологии. Византия существовала с IV по XV в. но наивысшего расцвета искусство достигло в период правления Юстиниана (VI в н.э.). В архитектуре православию соответствовали центрические, купольные, а позднее крестово-купольные соборы. Развивается живопись монументальная (мозаика и фреска) и станковая (иконопись). Подчиняясь религиозной догме, живопись была строго канонизирована.

Основные памятники и ведущие художники :

    София Константинопольская (г.Стамбул)

    Церковь Сан Апполинаре (г.Равенна)

    Церковь Сан Витале (г.Равенна)

Древнерусское государство (X – XVII вв.) восприняло Православие, соответственно крестово-купольную систему храмовых построек и живописный канон. Но в процессе развития выработало неповторимые национальные черты. Складывается национальный тип храмовой постройки: крестово-купольные, кубовидные с волнообразным или килевидным завершением стен (закомар). Купола подняты на высокие барабаны.

В строго канонизированной живописи преобладает славянский тип лица, появляются русские святые, национальный орнамент и вся характеристика образов становится более человечной.

Влияние народного зодчества очень сильно проявлялось в перенесении художественных прислов, декора, цвета в каменное строительство и называлось «узорочье» (XVI – XVII в.) . Народные технические приёмы воплотились в появлении каменных и шатровых храмов.

Основные памятники и ведущие художники :

    София Киевская, г. Киев. (13 куполов)

    Дмитриевский собор, г. Владимир. (1 купол)

    Церковь Параскевы Пятницы, г. Чернигов. (1 купол)

    Аристотель Фиорованти. Успенский собор Московского кремля. (5 куполов)

    Икона Владимирской Богоматери.

    Храм Василия Блаженного (Покрова что на рву), г. Москва.

    Икона Покрова с портретом Б.Хмельницкого.

    Оранта. Мозаика Софии Киевской.

    А.Рублев. Троица (икона).

Возрождение (Renessanse) как основание античного наследия на новом историческом этапе возникло в Италии, здесь в конце XIII – XVI веках возрождались гуманистические идеалы античности. Отсюда название эпохи «Возрождение». Эпоха Возрождения утверждает что мир познаваем, а человек – титаническая личность, способная изменить мир. Художники открыли индивидуальность человека, поэтому появился портрет; они разработали теорию и практику перспективы, художественно освоили анатомию человеческого тела, разработали гармонию композиции, использовали цветные эффекты, изображение обнаженной натуры, женского тела было зримым аргументом борьбы со средневековым аскетизмом.

В скульптуре главным становится образ челнока, а не божества. Сложились основные типы скульптуры: монументальная и декоративная. После античности вновь возрождается конная статуя.

В архитектуре наряду с требованием античных форм (использованием аркад, греческого портика) происходит выработка собственного художественного языка. Создается новый тип общественных сооружений, городской дворец (плац) и загородные дома – вилы..

Основные памятники и ведущие художники :

    Джотто ди Бонде. Росписи капеллы дель Арена, г. Падуя.

    Ботичелли. Рождение Венеры.

    Леонардо да Винчи. Джокона. Мона Лиза.

    Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах.

    Леонардо да Винчи. Роспись «Тайная вечеря» (г. Милан).

    Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна.

    Рафаэль Санти. Росписи в Ватикане (Стансы Ватикана, Рим).

    Микеланджело. Скульптура. Давид.

    Микеланджело. Росписи потолка Сикстинской капеллы (Ватикан)

    Джорджоне. Юдифь.

    Джорджоне. Гроза.

    Тициан. Портрет папы Павла ІІІ с племянниками.

    Тициан. Молодой человек с перчаткой.

    Тициан. Ассунта.

    Веронезе. Брак в Кане Галилейской.

    Брунеллески. Церковь Санта Мария дель Фьоре, г. Флоренция.

    Палладио. Вилла под Римом.

    Донаттелло. Конная статуя Гаттамелаты, г. Падуя.

В странах Северной Европы (Нидерланды, Германия, Франция) идеи Возрождения проникают с конца XV века. Своеобразие национальных культур, средневековые традиции в сочетании с идеями Итальянского Возрождения, выработали своеобразный стиль, который принято называть Северное Возрождение.

XVII век – время интенсивного образования национальных государств, национальных культур, становления абсолютной власти в одних странах и зарождения буржуазных отношений в других. Стало невозможно выразить в одной художественной формуле сложность и противоречивость эпохи, поэтому в XVII веке возникло многообразие художественных форм, т.е. стилей. В XVII веке появились стили: классицизм, барокко, реализм.

Основные памятники и ведущие художники :

    Дюрер. Портрет Венецианки.

    Дюрер. Четыре Апостола.

    Дюрер. Графические иллюстрации к «Апокалипсу»

    Ван Эйк. Мадонна Канцлера Роллена.

    Ван Эйк. Гентский алтарь.

    Братья Лимбурги. Миниатюры «Великолепного часослова герцога Беррийского».

    Брейгель. Слепые.

    Босх. Корабль дураков.

Барокко – самый распространённый стиль XVII в. Это искусство построенное на контрастах, асимметрии, тяготению к грандиозности, перегруженности декоративными мотивами.

В живописи и скульптуре характерно:

    диагональные композиции

    изображение преувеличенного движения

    иллюзорность изображения

    светотеневые контрасты

    яркий колорит, живописное пятно (в живописи)

В архитектуре :

    гнутые, волютообразные формы

    асимметрия

    использование цвета

    обилие декора

    желание обмануть глаз и выйти за реальное пространство: зеркала, анфилады, плафоны на потолках, изображающие небо.

    ансамблевая организация пространства

    синтез искусств

    контраст вычурно украшенной декором архитектуры и четкая геометрия садов и парков, или городских улиц.

Барокко торжествовал в тех странах, где господствовал феодализм и католическая церковь. Это такие страны: Италия, Испания, Фландрия, позже Германия и в XVIII веке – Россия. (в архитектуре)

Основные памятники и ведущие художники :

    Караваджо. Лютнист.

    Рубенс. Персей и Андромеда.

    Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брант.

    Бернини. Скульптура «Экстаз Святой Терезы»

    Бернини. Скульптура «Аполлон и Дафна»

    Жюль Ардуен Мансар.Версальский дворец (Франция).

    Бернини. Площадь Святого Петра в Риме.

Классицизм (лат. образцовый). Французский абсолютизм XVII в. регламентировал жизнь, заключая ее в жесткие рамки государственности. Герой классицизма не свободен в своих действах, а подчинен строгим нормам, общественному долгу, смирение чувств разумом, следование абстрактным нормам добродетели – таков эстетический идеал классицизма.

Образцом для себя классицизм XVII в. избрал греческую античность. В архитектуре используется греческий ордер. В скульптуре – идеальные мифологические образы. В живописи:

    строгая величавость

    возвышенная красота образов

    горизонтальная или кулисная композиция

    тщательный отбор деталей и цвета

    стандартность образов, театральность жестов и чуств

Основные памятники и ведущие художники :

    Пуссен. Аркадские пастухи.

    Пуссен. Времена Года.

    Лоррен. Похищение Европы.

Голландская культура. В XVII в. в странах, где зарождался капитализм, велась борьба за национальную независимость. Победа бюргерства определили характер Голландской культуры, рождение реализма, появление самостоятельных жанров станковой живописи (портрет, бытовой жанр, натюрморт).

Основные памятники и ведущие художники :

Голландия XVII :

    Рембрандт. Автопортрет с Саскией на коленях

    Рембрандт. Возвращение блудного сына.

    Вермар Дельфтский. Девушка, читающая письмо.

    Вермар Дельфтский. Географ.

    Терборх. Стакан лимонада.

    Хальс. Цыганка.

Испания XVII :

    Веласкес. Пряхи.

    Веласкес. Портрет папы Иннок Х

    Веласкес. Сдача Бреды

    Веласкес. Портрет Инфланты Маргариты

    Эль Греко. Похороны графа Оргаса

Рококо. С началом XVIII столетия обозначился кризис французского абсолютизма. Строгий этикет сменяется атмосферой легкомыслия и наслаждений. Возникает искусство способное удовлетворять самые вычурные и изысканные вкусы – это рококо. Это полностью светское искусство, главная тема – любовные и эротические сцены, любимые героини – нимфы, вакханки, мифологические и библейские темы любви.

Это искусство миниатюрных форм свое главное выражение нашло в живописи и прикладном искусстве. Светлые колориты, дробные и ажурные формы, сложный орнамент, асимметрия, создающая ощущение беспокойства.

Основные памятники и ведущие художники :

    Ватто. Общество в парке.

    Буше. Купание Дианы.

    Буше. Портрет Мадам Пампадур.

    Фрагонар. Качели.

    Фрагонар. Поцелуй украдкой.

Просвещение. С 40-х годов во Франции появляется новый социальный слой зарождающийся буржуазии, так называемое «третье сословие». Именно это определило развитие нового философско-художественного течения Просвещение. Зародилось оно в недрах философии, и смысл его заключался в том, что все люди от рождения имеют равные возможности и только воспитание и просвещение (т.е. обучение), может выделить их из общей массы равных членов общества.

Основным жанром становится бытовая картина, изображающая скромный быт третьего сословия, прославляется добропорядочность и трудолюбие.

Основные памятники и ведущие художники :

    Шарден. Кухарка.

    Грёз. Балованное дитя.

    Гудон. Скульптура. Вольтер в кресле.

В Англии Просвещение зародилось в литературе, в конце XVII века. Поэтому бытовая живопись становится повествовательной, т.е. художники и графики создают целые серии картин, последовательно рассказывающие о судьбе героев и носят морально – назидательный характер. Для Английского Просвещения характерно развитие портретной живописи.

Основные памятники и ведущие художники :

    Хагарт. Модный брак.

    Гейнсборо. Портрет Герцогини де Бофор.

Русское Просвещение развивалось XVIII – начало XIX века, связано с идейно – философским течением. Русские Просветители: философы – Ф. Прокопович, А. Кантемир, М. Ломоносов и писатели – Татищев, Фонвизин, Радищев верили в безграничный разум человека, в возможность гармонизации общества через развитие творческих начал каждой личности, через образование. В это время в России стремительно развивается домашнее образование, открываются новые учебные заведения, развивается газетно-журнальное и книжное издательство.

Все это служило образовательным целям, воспитанию личности – «сына Отечества»; а значит развитию портрета.

Но русское Просвещение носило еще и антикрепостническую направленность, т.к. совершенно справедливо считали, что крестьяне (крепостные) тоже были наделены богатством умственных и эмоциональных способностей.

Основные памятники и ведущие художники :

    Аргунов. Портрет П.Жемчуговой.

    Никитин. Портрет напольного гетьмана.

    Ливицкий. Портреты Смолянок.

    Боровиковский. Портрет Лопухиной.

    Рокотов. Портрет Струйской.

    Шубин. Портрет Голицына.

    Фальконе. Памятник Петру I в Санкт Петербурге («Медный всадник»)

Но создавая идеальные образы крестьян искусство Просветителей конца XVIII – начала XIX в. сливалось с сентиментализмом .

Основные памятники и ведущие художники :

    Тропинин. Портрет А.Пушкина.

    Тропинин. Золотошвейка.

    Венецианов. Весна.

    Венецианов. На пашне.

Барокко в русской и украинской архитектуре. С появлением абсолютистских монархий, в том числе и в Ватикане – центре капиталистической церкви, усиливается парадность, пышность, театрализованность придворного искусства, что способствовало развитию барокко в архитектуре Италии и Франции в XVIII в, в России (XVIIIв.), Украине (“казацкое барокко”) вторая половинаXVII – XVIII в.

Особенности архитектуры барокко:

    синтез искусств в архитектуре

    ансамблевость (дворец в парке с большим количеством павильонов)

    возрастание декоративности, лепных украшений, скульптуры

    использование ордерных элементов: гнутых фронтонов, пучков пилястр или полуколонны, ниш, которые полностью закрывают стену и усиливают светотеневой контраст

    использование цвета: бирюзовая стена, белые архитектурные детали, золотая лепнина

    интерьеры: пышная декоративная театрализованность, анфилады, живопись с иллюзорными эффектами, использование зеркал

Украинское или «казацкое барокко» - это совершенно самостоятельный этап развития Европейского барокко. В нем нет дворцовой пышности. Используются гнутые фронтоны, «заломы» крыш и куполов церквей. Декор стен – это плоская резьба, белая по белому или светло-голубому фону стены. Вместо дворцов строятся дома казачей верхушки, канцелярии, коллегиумы. А культовая архитектура продолжает традиции народного деревянного зодчества (трех купольные соборы).

Основные памятники и ведущие художники :

    Растрелли. Зимний дворец (Санкт Петербург)

    Растрелли. Андреевская церковь (Киев)

    Григорович Барский. Церковь Николы на Набережной (Киев)

    Ковнир. Колокольня на Дальних печерах (Киево-Печерская Лавра)

    Ковнир. Покровский собор в Харькове.

В последней трети XVIII столетия во Франции произошла буржуазная революция. Её задачи, требования к гражданам общества совпадали с героико-гражданскими идеалами римской античности. В Древнеримском обществе личность, ее свобода и даже жизнь приносятся в жертву обществу. История трактовалась как деяние выдающейся личности. Именно герой, выдающаяся личность – носитель моральных ценностей общества. Это и стало образцом для художников конца XVIII в. и сложилось в последний великий общеевропейский стиль.

Классицизм (в творчестве Ж.Давида – принято говорить «революционный классицизм»).

Для живописи характерны художественные приемы классицизма XVII в. Но историческая картина отражает гражданственно – публицистическую тематику, а портреты в соответствии с идеалами революции отражали личность, образ современника великих перемен.

С начала XIX в. классицизм в живописи теряет гражданственность, остается лишь внешняя сторона: строгая логика композиции деталей, цвета, статуарность фигур. Таким образом классицизм в живописи превращается в академизм.

Основные памятники и ведущие художники :

    Давид. Смерть Марата

    Давид. Клятва Горациев

    Энгр. Одалиска

Классицизм в архитектуре. Во Франции в конце XVIII века, а в России с начала XIX века в архитектуре господствует стиль классицизм. Стиль сформировался под влиянием идей патриотизма и гражданственности на основе использования античных образцов. Композиционные приемы:

    симметричность; обычно главный корпус с портиком в центре и двумя флигелями

    скульптура сосредоточена на главном входе – портике. Часто используется скульптурное изображение колесницы, запряженной четверкой, шестеркой коней управляемых богиней Славы.

Классицизм связан с ростом городов, потребностью организации их пространства. В России классицизм появляется как идея универсального стиля, который создает единые строительные приемы; использование местных материалов, штукатурки, создает новые типы зданий: гимназий, университетов, торговых домов, триумфальных арок, тип дворянской усадьбы.

Архитектурный стиль позднего классицизма называется ампир – завершая развитие стиля. Наряду с использованием античных форм (как греческих так и римских) появляются стилизованные египетские мотивы особенно в интерьерах.

Основные памятники и ведущие художники :

    Росси. Здание Генерального штаба (Санкт Петербург)

    Воронихин. Казанский собор (Санкт Петербург)

    Боженов. Пашков дом. Москва.

    Баретти. Здание университета. Киев.

    Суффло. Пантеон (Париж)

Романтизм. Великая Французская буржуазная революция закончилась реставрацией монархии. Стиль романтизм (начало XIX в.) явился результатом разочарования людей в возможности разумного преобразования общества на основе принципов свободы, равенства, братства. Стремление возвысится над прозой жизни, убежать от гнетущей обыденности, поэтому так велик интерес художников к экзотическим сюжетам, мрачной фантазии средневековья, теме борьбы за свободу. Художников интересует древний мир человека, его индивидуальная исключительность. Романтический герой всегда изображается в чрезвычайных ситуациях, обычно это гордый герой одиночка, переживающий яркие и сильные страсти. Это нашло выражение в выразительной и чувственной мощи цвета, где цвет начинает доминировать над рисунком.

Для живописи характерно:

    нервная возбужденность, экспрессия композиции

    сильные контрасты цветовых пятен

    экзотические темы, готическая символика

    программные произведения, т.е. основанные на исторических и литературных сюжетах

Основные памятники и ведущие художники :

    Жерико. Плот «Медузы».

    Делакруа. Свобода на Баррикадах.

    Рюд. Скульптурный рельеф «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже.

    Гойя. Махи.

    Гойя. Портрет семьи короля.

Живопись, как часть всеобъемлющего искусства, не может существовать вне истории, она в любом случае соотносится с конкретной эпохой, временем, отражает его основные черты, передает конкретные мысли, эмоции и ощущения искусства того времени.

Эпоха живописи - что это?

Прежде всего, можно сказать, что каждая эпоха живописи призвана отражать особенности того времени, в которое она существовала. Так, по живописи того или много периода можно отметить следующие характеристики того периода, в который она была написана:

  • Духовные;
  • Исторические;
  • Политические;
  • Культурные и прочее.

Эпоха живописи является своеобразным зеркалом, где отражается мир и его жизнь в конкретный исторический период. И это правильно/, это интересно и обязательно должно оставаться для наших потомков, ведь именно такие вещи призваны скреплять поколения, делать жизнь, которая когда-то была, наиболее понятной для тех, кто живот в современном мире. Кроме того, нельзя не отметить, что каждая из эпох искусства так ли иначе влияет на жизни людей, каждого из нас конкретно и, конечно же, общества в целом.

Древняя живопись

Живопись, как и любой другой вид настоящего искусства, имела свое начало. Она в определенный момент начала возрождаться в мире, а затем развиваться и заняла прочное место в лестнице всех видов искусства сегодня. Если говорить о том, какая же эпоха живописи является самой древней, то можно вспомнить о том, как древние люди любили рисовать на скалах. Можно ли наскальные рисунки назвать живописью, да еще и в том смысле, в котором мы с вами ее понимает сегодня? Думается, ответ на вопрос скорее отрицательный, ведь в таких рисунках нет признаков живописи, однако их нельзя сбрасывать со счетов, потому как они, возможно, были предшественниками появления живописи. Говорить о том, что начала зарождаться живопись, можно только одновременно с появлением таких величественных государств как, например, Древний Египет, Греция, Рим.

Античная эпоха живописи

Это достаточно яркий пласт в истории всей живописи, который как раз и можно с достаточно большей вероятностью назвать самой первой эпохой, в которую начала развиваться живопись. Говоря об этой эпохе в первую очередь можно отметить, что здесь живопись была представлена росписью на камнях, интересными фресками. Для того, чтобы изображения не портились с течением времени, их было принято покрывать обыкновенной смолой. Именно благодаря этому некоторые фрески так прекрасно сохранились и до наших дней. Если говорить о характере живописи того периода, то он был скорее религиозным.

Эпоха средних веков

Это как раз тот период, когда начался расцвет христианства, что не могло не повлиять на развитие живописи и формирование его особенностей.


Прежде всего, с того момента, как наступили средние века, живопись становится важным звеном всего искусства, а художественные произведения именно в этот период становятся более точными, реалистичными. Это произошло благодаря тому, что художники освоили в этот период новые приемы рисования, а в обществе того времени произошли существенные изменения, которые также повлияли и на живопись. Такие реалистичные художественные образы стали настоящей платформой для прорыва западноевропейского искусства.

Также можно говорить о том, что живопись эпохи средних веков отличалась не только существенным улучшением ее качества, но и идеей гуманизма, которой были пропитаны практически все творения того времени.

Важно отметить, что 13 век также открыл для художников довольно хорошие перспективы. В то время каждый замок, дворец, был очень скушен без украшений в виде картин. Сначала художники специально для этого случая писали свои картины исключительно на религиозную тематику, однако в последствии кругозор был существенно расширен, что отразилось и в картинах, с того момента художники стали украшать дворцы и работами светского характера. Книги того времени также украшались, происходило это при помощи миниатюр. Конечно, обыкновенным людям было не свойственно иметь такие вещи, а вот для князей, королей, книги постоянно украшали миниатюрами.

Именно в 13 веке художники перестают обитать в стенах монастырей, они становятся самостоятельными и открывают собственные мастерские.

С течением времени активно начинает развиваться настенная живопись, в основном она использовалась при украшении церквей. Она пришла на смену мозаики, которая была значительно сложнее по выполнению и более дорогостоящей.

У художников ушло довольно много времени, прежде чем картины стали объемными, стали напоминать очертания конкретного человека. Важно отметить, что в конце 14 века живописцы, начали приходить к какому-то определенному стилю в своих картинах, который впоследствии назвали международной готикой. Именно в средние века появляются такие стили написания как византийский, древнерусский.

Эпоха Возрождения, романтизм

Эпоха Возрождения носит такое название именно потому что в этот период живопись стала существенно меняться, ее стали насыщать те веяния, которые уже когда-то были, однако с течением времени ушли в прошлое. Так, в эпоху Возрождения стали цениться гуманистические взгляды. Можно отметить и остальные особенности живописи этого времени:

  • Проявление внимания античному времени;
  • Наличие светских мотивов.

Именно в этот период становятся популярными пейзажи, портреты. Результатом продолжения мотивов Ренессанса становится зарождение барокко. Его поклонники говорили о том, что необходимо преклоняться перед всем прекрасным, более того, этого недостаточно. Важно все прекрасное доводить до такого состояния, чтобы оно становилось совершенством. Это можно проследить по тем картинам, где отмечается вычурность, прорисовка фантастических форм и линий. Классицизм после этого возвращает живопись опять к античному мировоззрению.

Кода речь идет о романтизме, имеется ввиду этап живописи, когда художники противопоставляли творчество, индивидуализм, созидание науке и разуму в первую очередь.

Современность и прошедший 20 век можно охарактеризовать как эпоху экспериментов.

Жанры изобразительного искусства

Жанр искусства («жанр» от франц. «род», «вид») – исторически складывающийся тип художественного произведения, объединяющий достаточно обширную группу произведений того или иного вида искусства на основании устойчивых общих черт. Различают три основных жанра архитектуры как вида изобразительного искусства:

1) жанр архитектуры объемных сооружений - культовые и крепостные постройки, жилые дома, общественные здания (школы, университеты, театры, стадионы, магазины), промышленные сооружения (заводы, фабрики, электростанции);

2) жанр архитектуры ландшафтных садово-парковых сооружений - скверы, бульвары, парки, включая архитектуру малых форм (беседки, мостики, гроты, фонтаны, лестницы);

3) жанр градостроительной архитектуры планировка и строительство новых городов, реконструкция старых городов и районов. Различают следующие жанры живописи:

Религиозный жанр есть область живописи, содержащая в своих пределах произведения-вещи, визуализирующие события Священных догматов. Однако, поскольку мир людей в религиозном отношении спектрален, и события, Священные для людей одной религиозной конфессии, не являются таковыми для людей других религиозных конфессий, постольку религиозный жанр живописи должен быть дифференцирован на христиански-религиозный жанр, буддийско-религиозный жанр, индуистско-
религиозный жанр и пр.

Мифологический жанр есть область живописи, содержащая в своих границах произведения-вещи, визуализирующие представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, об языческих богах и легендарных героях.

Аллегорический жанр есть область живописи, включающая в себя произведения-вещи, иносказательно визуализирующие процессы бытия, не могущие иметь непосредственно изобразительный характер. При этом прямой смысл изображения не теряется, но дополняется возможностью его переносно-уподобительного истолкования.

Исторический жанр есть область живописи, содержащая в себе произведения-вещи, визуализирующие конкретно-хронологические события, наиболее значимые для жизнедеятельности того или иного государства, нации, народа, родового клана, семьи и какой-либо другой социальной
общности.
Батальный жанр есть область живописи, содержащая в своих границах произведения-вещи, визуализирующие военные события, наиболее значимые для жизнедеятельности того или иного государства, нации, народа, родового клана, семьи и какой-либо другой социальной общности.
Бытовой жанр есть область живописи, содержащая в своих пределах произведения-вещи, визуализирующие характерные события и сцены повседневной жизни общественных героев и/или простых обывателей. В пределах бытового жанра выделяют такую его разновидность, как жанр
интерьера .
Портретный жанр есть область живописи, заключающая в себе произведения-вещи, визуализирующие плотско-физиономические и душевно-психологические особенности конкретных личностей, имеющих значение для жизнедеятельности того или иного государства, нации, народа, родового клана, семьи и какой-либо другой социальной общности. Принято различать индивидуальные и групповые, интимные и парадные портреты, а также автопортреты художников.
Пейзажный жанр есть область живописи, содержащая в себе произведения-вещи, визуализирующие особенности состояния естественной или измененной человеком природы. Принято различать исторические пейзажи, пейзажи-руины, пейзажи-ведуты, пейзажи-марины. Пейзажные произведения-вещи могут быть эпическими и лирическими, романтически- героическими и классицистическими. Натюрмортный жанр есть область живописи, содержащая в своих границах произведения-вещи, наглядно представляющие суть предметов обихода, снеди, цветов. Принято выделять натюрморты парадные и интимные, эпические и лирические, романтически-героические и
классицистические. Могут быть натюрморты-портреты и натюрморты-пьесы, натюрморты-символы и натюрморты-веризмы, натюрморты-события и натюрморты-факты. В своей совокупности все живописные жанры представляют Полноту бытия, поскольку способны наполнить наглядным содержанием такие предельно общие понятия, как «Бог», «природа», «социум», «человек».
1. Понятие «Бог» визуализируют произведения религиозного и мифологического жанров.
2. Понятие «природа» визуализируют произведения пейзажного и натюрмортного жанров.
3. Понятие «социум» визуализируют произведения исторического, батального и бытового жанров.
4. Понятие «человек» визуализируют произведения портретного жанра.

5. Произведения аллегорического жанра способствуют связи понятий «Бог», «природа», «социум», «человек».
Жанры живописи одновременно могут функционировать и как жанры скульптуры, и как жанры графики.

Периодизация истории искусства

1. История искусства Востока (Древний Египет) Раннее царство (IV-Ш тыс. до н.э.) Время правления I и II династий.

Древнее царство (ок. 2800-2400 гг. до н.э.) Время правления III-VI династий.

Среднее царство (ХХI-ХIХ вв. до.н.э.) Время правления ХI-ХII династий.
Новое царство (ХVI-ХII вв. до н.э.) Время правления ХVIII-ХХ династий.
Памятники: «Пирамида Хеопса» в Гизе, «Большой Сфинкс» в Гизе.
2. История искусства Востока (Древняя Индия) Искусство буддизма (III век до н.э. - V век н.э.) Искусство индуизма (V-ХII вв.)

Искусство ислама (ХII-ХУII вв.)

Памятники : «Ступа № 1» в Санчи, «Шива Натараджа».

3. История искусства Античности Искусство архаики (VI в. до н.э.)

Искусство ранней классики (первая половина V в. до н.э.)

Искусство высокой классики (середина V в. до н.э.)

Искусство поздней классики (404-323 гг. до н.э.) Искусство эллинизма (конец IV-1 вв. до н.э.) Памятники: «Парфенон» в Афинах, «Дискобол» Мирона, «Пантеон» в Риме, «Октавиан Август - Юпитер».
4. История искусства Византии (IV в. - 1453 г.)

Памятники: Собор «Святая София» в Константинополе,«Владимирская Богоматерь».

5. История западноевропейского искусства средних веков (XI-XVI вв.)

Памятники: Храмовый комплекс в Пизе, тимпан портала собора «Сен Лазар» в Отене «Страшный суд»; Собор «Нотр-Дам» в Реймсе, скульптура собора в Наумбурге.
6. История европейского искусства эпохи Возрождения (XIIIXVI вв.)

Памятники: Собор «Святой Петр» в Риме, «Давид» Микеланджело, «Джоконда» Леонардо да Винчи, «Слепые» Питера Брейгеля, «Адам и Ева» Альбрехта Дюрера.

История западноевропейского искусства XVII века

Памятники: Церковь «Сан Карло» в Риме Ф.Борромини, «Персей и Андромеда» П.П. Рубенса.

История западноевропейского искусства XVIII века

Памятники: «Пантеон» Ж.-Ж. Суфло, «Путешествие на остров Киферу» А.Ватто.

История западноевропейского искусства XIX века

Памятники: «Олимпия» Э.Мане, «Благовещенье» Д.Г. Россетти.

История западноевропейского искусства рубежа XIX-XX вв.

Памятники: «Кто мы? Откуда? Куда мы идем?» П.Гогена, «Крик» Э.Мунка.
11. История искусства Запада XX века

Памятники: Собор «Саграда Фамилия» в Барселоне А.Гауди, «Авиньонские девицы» П.Пикассо, «Предчувствие гражданской войны» С.Дали.

Стили изобразительного искусства

К стилевому пространству «ареаклассицизм» относятся художественные стили:
- античный классицизм,
- византийский классицизм,
- романский классицизм,
- ренессансный классицизм,
- классицизм XVII-XIX вв.,
- реализм.
К стилевому пространству «ареаромантизм» относят художественные
стили:
- готика,
- барокко,
- рококо,

2.Древнегреческая архитектура (типы зданий, конструкция, декорация, ордера).

Типы древнегреческих храмов

В период архаики (VII-VI вв. до н.э.) возникает греческий храм, являвшийся центром важнейших событий общественной жизни граждан полиса. Храм становится хранилищем общественной казны и художественных сокровищ, площадь перед храмом – местом собраний и празднеств. Храм обычно ставился в центре акрополя или городской площади, являясь доминантой городской архитектуры. Храм посвящался богу – покровителю города. Храм, посвященный богу, всегда был повернут главным
фасадом на восток, храмы, посвященные обожествленным после смерти героям, обращались на запад, в сторону царства мертвых. Простейший тип греческого храма состоял из одного помещения,
открытого с торцовой стороны. Вход обрамлялся выступами продольных стен, торцы которых были обработаны в виде пилястр или столбов и назывались антами. Между антами располагались две (иногда – одна)_ колонны. Поэтому и храм такого типа называется ХРАМ В АНТАХ. По своему виду он напоминал мегарон. Более сложным типом храма был ПРОСТИЛЬ, у которого впереди антов стоял ряд колонн. Следующий тип храма

– АМФИПРОСТИЛЬ - имел колоннады по обеим торцевым сторонам (амфи – с обеих сторон). Самым распространенным типом храма в Древней Греции был

ПЕРИПТЕР. У этого типа храма центральное закрытое помещение (наос) было обнесено рядом колонн («периптер» - с греч. - со всех сторон оперенный, «птерон» - крыло). Периптер, сложившийся к началу VII в. До н.э. господствовал в архаической и классической архитектуре. Колоннада,
окружавшая храм, называлась «птерон» или «перистасис» (от греч. «пери» - вокруг, «стасис» - стояние, стоящий). Более сложным, чем «периптер» типом храма являлся

ДИПТЕР. Это храм, окруженный не одним, а двумя рядами колонн. В ПСЕВДОПЕРИПТЕРЕ все или большая часть интерколумниев («интер» – между, «колумна» – колонна) наружной колоннады полностью закрыта стеной, из которой колонны выступают лишь наполовину своего диаметра,
становясь полуколоннами. В ПСЕВДОДИПТЕРЕ второй (внутренний) ряд колонн отсутствовал, вследствие чего обход вокруг закрытого помещения храма, т.е. расстояние от наружных колонн до его стен, значительно шире обычного и приближается к двум интервалам между колоннами. МОНОПТЕР -круглый тип храма или здания общественного назначения, состоящий из одной колоннады и перекрытия над ней (перекрытие обычно было коническим).

ФОЛОС - круглое здание, состоящее из колоннады и закрытого помещения. Главное внутреннее помещение храма, которое греки называли НАОС или СЕКОС (по лат. – «целла»), представляло собой закрытую вытянутую в плане (прямоугольную) комнату, в которой стояла культовая статуя. Входом
в наос служил ПРОНАОС, огражденные спереди чаще всего двумя колоннами, а с боков – стенами, торцы которых обработаны в виде антов. Позади целы или в глубине ее часто устраивался АДИТОН («недоступный», «священный») – помещение, сообщающееся с наосом. С другой стороны относительно целлы в храме находилось помещение, носившее название ОПИСТОДОМ (от
греч. «описто» - «позади»). Опистодом был отделен от наоса глухой стеной. Опистодом служил местом хранения храмовой утвари и храмовых приношений.

А) Дорический ордер

Греческая дорическая архитектура отличается мужественным величием, суровой простотой, монументальной торжественностью, сдержанностью в применении декора. Дорический ордер сложился в течение одного поколения зодчих на рубеже VII - VI в. до н. э. Возник ордер в греческой метрополии, там, где имелся достаточно крупный строительный лес, велось строительство из кирпича-сырца и применялась раздельная конструкция двускатной кровли и горизонтального чердачного перекрытия. Колонна развитого дорического ордера не имеет базы. Ствол колонны дорического ордера стоит непосредственно на стилобате и становятся тоньше кверху. Утонение колонны начинается непосредственно от стилобата. На 1/3 общей высоты колонна обычно образует припухлость - ЭНТАЗИС. Отношение нижнего диаметра ствола дорической колонны к высоте 1:5 – 1:6.

Поверхность колонны прорезают вертикальные с острыми гранями желобки - КАННЕЛЮРЫ, количество которых чаще всего равно двадцати.

Колонны-дорики сверху покрывают капители, состоящие из округлой подушки - ЭХИНА и квадратной каменной плиты - АБАКИ, лежащей на эхине. Дорическая капитель отделялась от ствола колонны врезами

ГИПОТРАХЕЛИОНА (шейки) (1-4 горизонтальными рельефными полосками). Нижняя часть эхина дорической колонны обычно украшалась врезанными профилированными поясками – РЕМЕШКАМИ (от 1 до 5). Антаблемент дорического ордера состоял из архитрава, фриза и карниза. Архитрав трехчастного антаблемента дорического ордера представляет собой гладкую балку, опирающуюся на капители колонн. Сверху балка архитрава завершалась ТЕНИЕЙ – небольшой полочкой. Над
архитравом шел дорический ФРИЗ-ТРИГЛИФОН, который состоял из триглифов и метоп. ТРИГЛИФЫ имеют форму вытянутых вверх прямоугольников поверхность которых совпадала в вертикальной плоскости с наружной плоскостью архитрава и оживлялась вертикальными врезами (два вреза в
средней части триглифа и два среза - по краям). Между триглифами располагались прямоугольные плиты - метопы, почти квадратные, чуть вытянутые в длину. Метопы были слегка заглублены по отношению к плоскости триглифов и часто украшались рельефной скульптурой. С нижней стороны тении под каждым триглифом имелась еще одна полочка, называемая РЕГУЛА, равная по длине ширине триглифа. Нижняя поверхность регулы была обработана шестью каплями – ГУТАМИ.
На каждый ИНТЕРКОЛУМНИЙ (пролет между колоннами птерона) приходится по две метопы и два триглифа. При этом триглифы располагаются над центрами каждой колонны и каждого интерколумния. Принятая и отработанная схема усложнялась только по угламдорической постройки. Возникала проблема расположения углового триглифа («ПРОБЛЕМА УГЛОВОГО ТРИГЛИФА»). Величину смещения углового триглифа относительно оси колонны греческие зодчие старались незаметно
распределить между несколькими ближайшими к углам метопами, т.е. делали более узкими крайние, а иногда и следующие за ними интерколумнии. Угловая колонна чаще всего наклонялась к центру храма по биссектрисе углов стереобата. Форма частей фриза была в дорическом
ордере наиболее устойчивой. Над архитравом и фризом дорического антаблемента находится карниз- гейсон. Своей выступающей частью он нависает над нижними элементами антаблемента. Основной элемент карниза – выносная плита, по верху которой часто тянулся водосточный желоб - сима. Сима образовывалась крайними черепицами кровли. Нижняя часть карниза снабжена мутулами – прямоугольными выступами, расположенными по одному над каждым триглифом и каждой метопой. На нижней поверхности мутул имелись капли (гутты), подобные тем, что помещались под регулами. Эти гутты располагались в три ряда, по шесть капель в каждом ряду. Колонны дорического храма часто имели разные интерколумнии на торцовых и продольных сторонах храма. При малых размерах храмов
наблюдались относительно большие интерколумнии, в храмах большого размера господствовала довольно тесная расстановка колонн.

Дорический храм имеет удлиненную прямоугольную в плане форму с довольно отлогой черепичной кровлей. Верхняя часть торцового фасада –

«ЩИПЦОВАЯ СТЕНА» - отделялась от основной плоскости фасада горизонтальным карнизом и была обычно несколько заглублена. Треугольная стена торцового фасада вместе с обрамляющим ее карнизом и двумя наклонными краями скатов кровли, нависавшими над ней и также
обработанными в форме карниза, называется ФРОНТОНОМ. Треугольное поле фронтона без обрамляющих его карнизов называется ТИМПАНОМ. Наклонные карнизы фронтона отличались от горизонтальных карнизов наличием симы (водосточного желоба). У нижних углов фронтона сима завершалась
ВОДОМЕТАМИ, обычно исполненными в виде львиных голов. Из пасти этих голов во время дождя струей била вода. Фронтоны храмов эллины украшали скульптурой (барельефной,
горельефной, круглой). Сюжетами рельефов, украшавших фронтоны и метопы были мифы об эллинских богах и героях, изображение их подвигов.
ТЕМА 10. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ
На крыше по углам фронтонов ставили АКРОТЕРИИ - (от греч. «akrotērion» - «вершина», «край» «мыс»), скульптурное украшение (статуя, пальметта), помещаемое над углами фронтона архитектурного сооружения, выстроенного с применением классического ордера. В тех случаях, когда сима отсутствовала, карнизы продольных сторон храма дорического ордера увенчивались АНТЕФИКСАМИ (лат. antefixa - впереди прикрепленный " ante - перед и fixus - прикреплять), вертикальными
лобовыми черепицами, располагавшимися по срезам кровли античных храмов, перекрывавшие шов между двумя смежными черепицами, украшенными орнаментальной порезкой. Антефиксы завершали ряды узких в виде желоба черепиц кровли – КАЛИПТЕРОВ, перекрывавших стык основных
плоских прямоугольных черепиц – СОЛЕНОВ.

Б) Ионический ордер

Ионический ордер отличается легкостью пропорций, утонченностью более расчлененных, чем в дорике, форм, более широким применением декора, нежели в дорическом ордере. Ионическому ордеру или храму, построенному в ионическом ордере свойственно впечатление праздничности, нарядности и грации, в отличие от строгости и аскетизма, которые свойственны храму, построенному в дорическом ордере. Витрувий (древнеримский архитектор, создатель «Десяти книг об архитектуре» - первого в истории трактата по архитектуре) в свое время сравнивал дорический ордер с мужской красотой,
а ионический - с женской. Создателем этого ордера считают малоазийца Феодора из Самоса.

Храм ионического ордера располагался на трехступенчатом основании (ПОДИИ), причем нередко ступени устраивались только по коротким, торцевым сторонам (или по одной торцевой стороне), а по длинной стороне стереобат имел гладкую вертикальную поверхность.

Ионический ордер в Древней Греции существовал в нескольких

вариантах, из которых наиболее распространенными были два - малоазийский и аттический. Основной, малоазийский вариант ордера сложился под влиянием дорического ордера и искусства стран Востока. Он принял устойчивые формы к середине VI в. до н.э. Колонны ионического ордера делятся на три части: база, ствол и капитель. БАЗА колонны ионического ордера состоит из чередующихся выпуклых и вогнутых элементов. База ионической колонны образно выражает сжимающее усилие, которое передается от ствола колонны основанию храма. Выпуклые элементы базы – ПОЛУВАЛЫ или ТОРУСЫ, часто украшались орнаментом – плетенкой или горизонтальной порезкой в виде желобков. Вогнутые элементы базы – СКОЦИИ – обычно оставались гладкими Ионическая база нередко покоилась на прямоугольной плите или

ПЛИНТЕ. База аттического варианта ионического ордера состояла из двух торусов и скоции между ними. Малоазийский вариант базы ионического ордера более сложен. Иногда в состав ионической базы входил каменный барабан, украшенный рельефной скульптурой (как например, в храме

Артемиды в Эфесе, построенном архитекторами Феодором из Самоса, Херсифроном и его сыном Матагеном из Кноса (начат ок. 550 г. до н.э., сожжен в 356 г. до н.э.)). В аттическом варианте ионического ордера база практически не расширяется книзу, в малоазийском варианте - база конусная.
Ствол ионической колонны намного стройнее, чем ствол дорической колонны. Отношение нижнего диаметра колонны к ее высоте в ионическом ордере составляет 1:8 – 1:9, против 1:5 – 1:6 в дорическом ордере. Утонение колонны от основания до капители незначительное, энтазис зачастую
отсутствует. Количество каннелюр на стволе ионической колонны обычно равно
двадцати четырем. Каннелюры отделены друг от друга узкими полоскамиь (ДОРОЖКАМИ), поверхность которых обозначает цилиндрическую поверхность основной формы ствола. В плане каннелюры представляют собой либо полуокружность, либо часть элипса. Глубина каннелюр вместе с
дорожками делают ионическую колонну еще более стройной. Ионический интерколумний достигает максимально возможных размеров. Поэтому все здание выглядит стройнее и легче, чем здание
дорического ордера. Именно это позволяет создавать впечатление повышенной праздничности и светоносности храма, сооруженного в ионическом ордере.

Ионическая капитель встречается в большом количестве вариантов и состоит из нескольких элементов:
- прямоугольной в плане АБАКИ, расположенной непосредственно под архитравом;
- ПОДУШКИ С ВОЛЮТАМИ (архитектурных деталей в виде спиралевидного завитка с глазком, розеттой в центре);
- ЭХИНА.

Волюты, или завитки подушки образуют по бокам капители два вала, называемые БАЛЮСТРАМИ. Волюты являются характерной особенностью ионического ордера. Волюты в храмах ионического ордера предстают в бесчисленном количестве вариантов. Например, только в храме Артемиды в

Эфесе (начат ок. 550 г. до н.э., сожжен в 356 г. до н.э.) встречается несколько различных по форме волют.

Скульптура Древнего Рима

Римская скульптура, в отличие от греческой, не создала образцы идеально прекрасного человека и была связана с заупокойным культом предков - защитников очага. Римляне стремились к точному воспроизведению портретного сходства с умершим, отсюда такие черты римской скульптуры как конкретность, трезвость, реалистичность в деталях, иногда кажущаяся чрезмерной. Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря вместе с фигурками лар и пенатов. Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики.

Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военный командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах.

С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды.

Римский скульптурный портрет как самостоятельное и своеобразное художественное явление четко прослеживается с начала I века до н.э. - периода Римской Республики. Характерная черта портретов этого периода - крайний натурализм и правдоподобие в передаче черт лица того, что отличает конкретную личность от любого другого человека. Эти тенденции восходят к этрусскому искусству.

Время правления императора Октавиана Августа стало золотым веком римской культуры. Важным аспектом, повлиявшим на сложение римского искусства этого периода, стало греческое искусство классического периода, чьи строгие формы пришлись кстати при создании величественной империи.

Женский портрет получает более самостоятельное значение, чем ранее.

При преемниках императора Августа - правителей из династии Юлиев-Клавдиев - традиционным становится изображение обожествленного императора.

Во времена императора Флавия возникает тенденция к идеализации - приданию идеальных черт. Идеализация шла двумя путями: император изображался как бог или герой; или же его образу придавались добродетели, подчеркивались его мудрость и благочестие. Размер таких изображений часто превышал натуру, сами портреты имели монументальный образ, индивидуальные особенности лица для этого сглаживались, что придавало чертам большую правильность и обобщенность.

Во времена Траяна в поисках опоры общество обращается к эпохе "доблестной Республики", "простым нравам предков", в том числе, её эстетическим идеалам. Возникает реакция против "разлагающего" греческого влияния. Эти настроения соответствовали и суровому характеру самого императора.

Во времена императора Марка Аврелия - философа на троне - была создана конная статуя, которая стала образцом для всех последующих конных монументов в Европе.

Живопись Древнего Рима

Обычай расписывать внутренние стены домов проник в римские города во II в. до н.э. из греческих городов юга Италии, но римские живописцы- декораторы, взяв за основу греческие приемы, творчески разработали свою богатую систему стенных украшений. В римской стенной живописи II в. До н.э. - I в. н.э. принято различать четыре декоративных стиля, которые иногда называют "помпейскими" (т. к. впервые такие росписи в технике фрески были открыты при раскопках в Помпеях). Большой вклад в исследованиет настенных росписей Древнего Рима внес немецкий ученый Август May,
которому и принадлежит выявление четырех стилей помпейской живописи.

Членение на живописные стили достаточно условно и не перекрывает собой общих закономерностей эволюции римской живописи в целом. Римская стенная живопись может быть рассмотрена с разных позиций:

Во-первых, как единая живописная композиция, украшающая то или иное помещение определенных размеров и назначения.

Во-вторых, как отзвук композиций греческих или эллинистических.

В-третьих, как поиск того или иного культурного эталона, эталонт римских художественных вкусов разных периодов.

В--четвертых, как репрезентант различных художественных направлений собственно римской живописи, технических навыков их создателей

Римское искусство, развиваясь в рамках античной рабовладельческой эпохи, вместе с тем сильно от него отличалось. Становление и формирование культуры римлян происходило в иных исторических условиях. Познание мира римлянами приобретало новые формы. Художественное осмысление жизни римлянами несло на себе печать аналитического отношения. Их искусство воспринимается как более прозаическое в отличие от греческого. Яркой особенностью искусства Рима является его теснейшая связь с жизнью. В художественных памятниках находили отражения многие исторические события. Перемена в общественном строе - смена республики империей, смена династий правителей Рима - непосредственно влияли на изменения в живописных, скульптурных и архитектурных формах. Именно по этому порой не трудно по стилистическим признакам определить время создания того или иного произведения.

С перенесением акцента на интерьер и появления парадных комнат в римских домах и виллах на основе греческой традиции развивается система высокохудожественных росписей. Помпейские росписи знакомят с основными чертами античной фрески. Римляне применяли роспись также для украшения фасадов, используя их как вывески торговых помещений или ремесленных мастерских. По характеру Помпейские росписи принято делить на 4 группы, условно называемыми стилями. Первый стиль, инкрустационный, распространенный во 2в. до н.э. Имитирует облицовку стен квадратами разноцветного мрамора или яшмы. Росписи первого типа конструктивны, подчёркивают архитектурную основу стены, они отвечают суровому лаконизму форм, присущих республиканской архитектуре. С 80-х годов 1в. до н.э. Применялся второй стиль - архитектурно-перспективный. Стены оставались гладкими и расчленялись живописно - иллюзорно исполненными колоннами, пилястрами, карнизами, и портиками. Интерьер приобретал парадность благодаря тому, что между колоннами часто размещалась большая многофигурная композиция, реалистически воспроизводившая сюжеты на мифологические темы, из произведений знаменитых греческих художников. Тяготение к природе, присущее римлянам, побуждало их иллюзорно воспроизводить на сценах с помощью линейной и воздушной перспектив пейзажи и тем самым как бы расширить внутреннее пространство помещения. Третий стиль, ориентирующий, характерен для эпохи империи. В противоположность пышности второго стиля, третий стиль отличается строгостью, изяществом и чувством меры. Уравновешенные композиции, линейный орнамент, на ярком фоне, подчёркивают плоскость стены. Иногда выделяется центральное поле стены, где воспроизводятся картины какого-нибудь знаменитого древнего мастера. Четвёртый декоративный стиль распространяется в середине 1-ого в. н.э. Пышностью и декоративностью, пространственно - архитектурного решения, он продолжает традицию второго стиля. Вместе с тем богатство орнаментальных мотивов напоминает росписи третьего стиля. Фантастические и динамичные перспективно настроенные сооружения разрушают замкнутость и плоскостность стен, создают впечатление театральных декораций, воспроизводящих замысловатые фасады дворцов, садов, виднеющихся через их окна, или картинные галереи - копии знаменитых оригиналов, исполненные в свободной живописной манере. Четвёртый стиль даёт представление об античных театральных декорациях. Помпейские росписи сыграли важную роль в дальнейшем развитии декоративного искусства Западной Европы.

4. Монументальная живопись Византии (техника, образное содержание и художественные особенности).

Развитие иконописи.

На протяжении большей части XIV в. Новгород был центром русской иконописи, но в конце столетия эту роль взяла на себя Москва.

Первая половина этого века была эпохой возрождения эллинистических традиций в византийской живописи. Это влияние вскоре проникло и в Россию. Многие византийские художники приехали для работы в Новгороде и Москве. Наиболее знаменитым среди них был мастер Феофан, известный в России как Феофан Грек.

Феофан (родившийся в 1330‑х гг.) прибыл в Россию в 1378 г. или незадолго до этого и оставался здесь до конца своей жизни (он у между 1405 и 1415 гг.). Сперва он работал в Новгороде, а после 1395 г. в Москве. Он был великим художником динамической индивидуальности, одинаково умелым в настенной живописи, иконописи и миниатюре. Как в Новгороде, так и в Москве многие русские художники и подмастерья работали с Феофаном, и из его мастерской росла живописная школа. Но даже для тех русских художников, которые не были его учениками, сотрудничество с Феофаном имело большое значение. Величайшим среди них был Андрей Рублев.

В 1405 г. Рублев помогал Феофану в создании иконостаса и настенных росписей Благовещенского собора в Москве. В это время Рублев (родившийся около 1370 г., умерший между 1427 и 1430 гг.) был уже сформировавшимся мастером.

Он должен был испытать сильное воздействие мастерства Феофана и творчески обогатиться сотрудничая с ним, но сохранил свою индивидуальность. Святые Феофана – суровые аскеты; его Христос – неумолимый судья. Святые Рублева ближе людям, а его Христос – добрый пастырь. Наиболее известная работа Рублева – это «Троица». Она имеет огромное зрительное воздействие своей гармоничностью, тонкой цветовой гаммой и грациозными волнообразными фигурами трех ангелов. По словам Лазарева, круг – лейтмотив композиции этой иконы, которая проникнута безмятежным религиозным чувством.

Рублев работал в первой четверти XV в. Другим великим мастером золотого века русской иконописи, в последней четверти этого столетия, был Дионисий (родился около 1440 г.). В 1481 г. он был приглашен в Москву для написания икон к иконостасу нового Успенского собора, построенного Аристотелем Фиорованти. Здесь Дионисий познакомился с итальянскими художниками и их искусством. Он основал свою собственную мастерскую, к которой позднее присоединились два его сына. Предположительно, он продолжал работать в Москве в 1480‑х и 1490‑х гг. В 1500‑1501 гг. они его сыновья расписали стены Ферапонтова монастыря к востоку от Белоозера.

Дионисий был многим обязан школе Рублева, но его стиль был иным. В вытянутых фигурах и лицах святых на его стенных росписях присутствует большой догматизм. Он и его сыновья стали мастерами миниатюр («клейм») из жизни святых, окружавших главную фигуру иконы (так называемых житийных икон). В своих фресках Дионисий и его сыновья увлечены архитектурным и пейзажным окружением, которое на плоской поверхности стены кажется парящим в воздухе и создает впечатление декоративной легкости.

Третьим великим художником русской религиозной живописи после Рублева и Дионисия был неизвестный мастер, который в конце XV в. создал замечательную икону «Апокалипсис» в Успенском соборе.

На этом закончился классический период русской иконописи, хотя ведущие деятели русской церкви старались сохранить традиции в церковной живописи. Стоглав 1551 г. рекомендовал писать иконы в соответствии с лучшими древними канонами, включая «Троицу» Рублева.

Но ничего не остается неизменным и это (причем не всегда к лучшему) неизбежно. К середине XVI в. развились новые тенденции в русской живописи, которые не могли заметить отцы Стоглавого Собора. Ирония состоит в том, что руководители Собора, митрополит Макарий и священник Сильвестр, сами способствовали этим переменам.

Нововведения в иконописи сперва появились в Новгороде под римско‑католическим влиянием. Они состояли обычно в продуманной композиции мистических и дидактических сюжетов. Другим результатом западного влияния было изображение Бога‑Отца (Саваофа) натуралистически в образе человека.

Когда Макарий, до того бывший архиепископом Новгорода, был избран митрополитом Москвы в 1542 г., то он привез с собой в Москву множество лучших новгородских и псковских иконописцев и художников по росписи стен. После московского пожара 1547 г., когда многие церкви сгорели, эти художники работали особенно много.Их работа направлялась Сильвестром и была одобрена Макарием.

Вскоре православность новых икон была поставлена под сомнение дьяком Иваном Висковатым. Он в особенности возражал относительно таких мистико‑дидактических икон как «София» и изображений Бога Саваофа во плоти. Критика Висковатого была отвергнута митрополитом Макарием, хотя замечания дьяка соответствовали Стоглаву.

Другой важной чертой московской живописи во второй половине XVI в. была возрастающая привлекательность светских тем, в особенности исторических сюжетов. Реалистические сцены изображались на многих иконах и на миниатюрах иллюстрированных хроник. Н.П. Кондаков особенно ценит цветовую гамму московских живописных изображений, как необычайное достижение.

Уникальное собрание икон было создано около 1580‑1620 гг. так называемой Строгановской школой. Выдающиеся мастера, написавшие эти иконы, поначалу работали на богатую семью Строгановых в северо‑восточной России и сообразовывались с их вкусами.

Строгановы предпочитали иконы малого размера, которые они могли свободно брать в свои частые путешествия. Лучшие из них отмечены тонким мастерством и блестящей цветовой гаммой. Позднее некоторые из этих художников, среди которых наиболее хорошо известен Прокопий Чилин, переехали в Москву.

Успенский собор в московском Кремле, построенный Аристотелем Фиорованти в 1476‑1479 гг., был наилучшим памятником московской религиозной архитектуры. По общей стилистике он следовал Успенскому собору во Владимире (1158‑1161 гг.).

Лучшие статьи по теме