Тренды дизайна. Квартира. Стили. Материалы. Напольные покрытия
  • Главная
  • Стили
  • Самый древний архитектурный ордер. Архитектурный ордер: общие сведения. Названия греческих архитектурных ордеров

Самый древний архитектурный ордер. Архитектурный ордер: общие сведения. Названия греческих архитектурных ордеров

Приложение 1

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА

Пропорции полного ордера следующие: если по высоте его разделить на 19 равных частей, то высота пьедестала составит четыре части, колонны - 12 частей и антаблемента - три части. Неполный ордер делят на пять частей: четыре части - колонна, одна часть -антаблемент (архитрав, фриз, карниз).

В зависимости от формы различают архитектурные ордера: тосканский, дорический, ионический, коринфский. Кроме перечисленных, ордеров существует композитный ордер, имеющий дополнения, отсутствующие в классическом ордере (маски, грифоны, гирлянды и т.п.) на капителях колонн.

Масштабом всех частей ордера является радиус колонны в ее нижнем основании. Этот радиус называется модулем и обозначается буквой М. В тосканском и дорическом ордерах модуль делится на 12 частей, а в ионическом и коринфском - на 18. Эти части называются партами и обозначаются буквой П. Стержни колонн всех ордеров -круглые.

Тосканский ордер имеет массивные части. Колонна гладкая, высота ее равна 7 нижним диаметрам, или 14 модулям. На 1/3 высоты колонна ровная, а выше - утоняется до капители на 1/5 нижнего диаметра. Колонна завершается простой круглой капителью. Фриз и архитрав - гладкие. Такой ордер чаще отделывают полностью штукатуры, иногда капитель готовят лепщики и устанавливают ее после отделки колонны.


Тосканский (а) и дорический (б) ордера

Дорический ордер менее массивный, чем тосканский. Колонна на высоту, равную 8 диаметрам, или 16 модулям, бывает гладкой или с 20 каннелюрами (желобками). Каннелюры разделяются между собой острыми усенками, закругленными вверху и внизу. Глубина каннелюр определяется проектом. На l/3 высоты колонна имеет постоянное сечение, выше она утоняется на 1/6 нижнего диаметра. Колонна венчается капителью с более мелкими архитектурными обломами, чем у тосканской капители. Архитрав - гладкий в основе, вверху имеет полочку с расположенными внизу каплями. На гладком фризе расположены триглифы - три ровные полосы, разделенные между собой треугольными выемками. Впадины между триглифами называются методами. Они бывают гладкими или с изображениями, выполненными из различных материалов. Под карнизом делают украшения в виде зубчиков, сухариков и модульонов. Такие ордера или полностью выполняются штукатурами, или триглифы, сухарики и модульоны, а иногда и капители выполняют лепщики.

Ионический ордер имеет также сужающуюся кверху колонну. По высоте она равняется 9 диаметрам, или 18 модулям. По стволу проходят 24 каннелюры более глубокие, чем у дорической колонны. Они разделены между собой дорожками или лентами. Внизу каннелюры срезаются под прямым углом, а вверху полуокружностью. Капитель - сложная с завитками или волютами и иониками. Антаблемент ордера состоит из гладкого архитрава стремя горизонтальными уступами. Над верхним уступом расположена полка, а под ним рельефный орнамент. Фриз бывает гладкий или с рельефными изображениями. Карниз гладкий, и только под полкой расположены сухарики с бусами. Капитель и весь орнамент выполняют лепщики, остальное - штукатуры.


Ионический ордер

Коринфский ордер имеет сложные капитель и пьедестал. Стержень колонны равен 10 диаметрам, или 20 модулям. По колонне проходят 24 каннелюры, разделенные между собой дорожками, которые вверху и внизу заканчиваются полуокружностями. Капитель состоит из 16 волют, поддерживаемых двумя рядами акантовых листьев. Антаблемент имеет модульоны, которые расположены под слезником на некотором расстоянии друг от друга. Фриз ордера -гладкая плоскость, над которой располагается орнамент. Венчающий карниз сходен с ионическим. Все рельефные части ордера выполняются лепщиком, остальное - штукатурами.

Вместо круглых колонн часто устраивают квадратные, ровные или уменьшающиеся на конус. Такие колонны делают с капителью или без нее. Пилястры (половина колонны, выступающая из стены) чаща всего имеют вверху капитель. Пилястры бывают гладкие или с каннелюрами. Иногда делают рустованные колонны, т.е. имитацией каменной кладки.

В зависимости от формы колонн и отделки их оштукатуривают, разравнивая раствор правилом, полутерком или малкой с энтазисом.


Коринфский ордер

Приложение 2

НАИМЕНОВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ АРХИТЕКТУРНОГО ЛЕПНОГО ДЕКОРА, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ЛЕПНЫХ РАБОТ

АБАКА, АБАК - верхняя плита капители, квадратная либо прямоугольная в плане с гладкой или профилированной лицевой поверхностью.

АКАНТ, АКАНФ - скульптурное стилизованное изображение листьев растения удлиненной формы с глубоко прорезанными прожилками, оканчивающимися завитками, собранными в виде розетки. Часто встречающийся декоративный элемент коринфских капителей, архитектурных вставок.

АКРОТЕРИЙ - скульптурное украшение на углах фронтона в форме вьющихся растений, пальметт (или символических фигур зверей).

АНТАБЛЕМЕНТ - верхний горизонтальный элемент встречно-балочной конструкции, состоящий из архитрава, фриза и карниза.

АРХИТЕКТУРНАЯ ВСТАВКА- объемная орнаментальная или сюжетная лепная композиция квадратной, прямоугольной, или овальной формы, расположенная в простенках внутри или снаружи здания.

АРАБЕСКА - (гротеск), насыщенный и сложный геометрический орнамент, основанный на прихотливом переплетении растительных мотивов, включающих надпись, порезки, изображения животных и людей.

АРХИВОЛЬТ - архитектурное профилированное обрамление арки, выделяющее дугу арки из плоскости стены (арочный карниз).

АСТРАГАЛ - архитектурный облом в виде валика или выкружки, иногда даже в виде нитки бус; валик, отграничивающий капитель от ствола колонны.

АТЛАНТ - (теламон), вертикальная опора архитектурного элемента в виде мужской фигуры.

БАЗА - нижняя опорная часть колонны или пилястры, профилированная или плоская.

БАЛЯСИНА - невысокий фигурный столбик, поддерживающий перила лестниц, балконов и пр., гладкий, профилированный или орнаментованный.

БУСЫ - геометрическое украшение карнизов, тяг и других элементов в виде чередующихся шариков, тарелочек и округлых вытянутых элементов.

ВАЗА - декоративный лепной элемент с гладкой или орнаментированной поверхностью, с ручками, или без них, в виде вазы, чаши, амфоры (вазы удлиненной формы); устанавливается на пьедестале, на карнизах фасадов домов, в помещениях, на столбах оград и т.п.

ВАЛ - (валик), архитектурный облом, очерченный по полуокружности, иногда неправильной геометрической формы.

ВЕНОК - скульптурный орнамент, прямолинейный или в форме круга, часто в виде растительных элементов; иногда перехвачен - лентами.

ВОЛЮТА - декоративная орнаментальная деталь в форме одного или двух завитков. Входит в состав капителей колонн или обрамлений порталов, окон и картушей.

ВЫКРУЖКА - архитектурный облом в форме вогнутой части окружности или отрезка кривой.

ГЕРМА - четырехгранная расширяющаяся кверху колонна, завершающаяся бюстом.

ГИРЛЯНДА - (фестон), волнообразный орнамент в виде цветов и листьев, перевязанных лентами, иногда сочетающийся с розетками.

ГОРОХ - геометрическое украшение погонных деталей в виде длинного ряда шариков.

ГРИФОН - лепной декоративный элемент, изображающий фантастическое существо с телом льва, головой и крыльями орла.

ГУСЕК - архитектурный облом с очертанием, составленным из двух дуг окружностей, соединенных в виде буквы Г.

ДЕНТИКУЛЫ - ряд зубчиков, сухариков в карнизах ионического и коринфского ордеров.

ЗАМОК, ЗАМКОВОЙ КАМЕНЬ - декоративное оформление центральной части арки, портала, оконного обрамления; может встречаться на абаках капителей.

ИМПОСТ - верхний декоративный камень (архитектурная деталь), устанавливаемый поверх колонны, столба или участка стены; служит опорой для арки или балки; перекладина над оконными или дверными арочными створками.

ИОНИКИ, ОВЫ - орнамент из ряда яйцеобразных деталей, чередующихся с листьями и стрелками; часто используется на валиках карнизов и на капителях ионического и коринфского ордеров.

КАННЕЛЮРЫ - вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры, а также горизонтальные желобки на валах ионических баз.

КАПИТЕЛЬ - венчающая часть колонны, пилястры, столба; архитектурно обработана в соответствии с характером того или иного ордера. "Тосканская" и "дорическая" не имеют волют. "Ионическая" снабжена двумя крупными завитками-волютами по бокам, "коринфская" - маленькими волютами, замком и мощными акантовыми листьями; "композитная" - сложная, с различными элементами.

КАПЛИ, ГУТТЫ - декоративное украшение в виде ряда маленьких усеченных конусов или цилиндров на нижней поверхности и полочках дорического антаблемента.

КАРИАТИДА - (кора, канефора), вертикальная опора архитектурного элемента в виде женской фигуры (носительницы корзины).

КАРТУШ - декоративное оформление вензеля, надписи или эмблемы в вида обрамленного щита, свитка, раковины и т.п. (часто встречающееся в тимпанах фронтонов зданий, на арках, над порталами, а также на надгробных плитах).

КЕССОН - углубленная поверхность потолка или свода, обычно с профилированными стенками, имеющими форму квадрата или другой геометрической фигуры. В центре кессонов часто укрепляются розетки.

КОЛОННА - архитектурно обработанный, обычно круглый в сечении столб, основными частями которого в основном являются ствол, база и капитель.

КРОНШТЕЙН, КОНСОЛЬ - архитектурно-декоративный элемент, выступающий из стены и выполняющий функции опоры для балконов, порталов, карнизов, скульптуры. Часто очень сильно орнаментованный.

МАСКАРОН - декоративный рельеф в виде лица человека или головы животного; часто окаймлен сложным орнаментом.

МАСКА - объемное гротескное изображение головы человека, либо мифического существа, или животного, обычно на замковом камне.

МЕАНДР - геометрический орнамент в виде лентообразной ломаной линии (т.н. бегущая волна).

МЕДАЛЬОН - декоративное изображение, заключенное в круглую или овальную рамку.

МОДУЛЬОН - архитектурная деталь в виде консоли (кронштейна), поддерживающая выносную плиту карниза.

ОБЛОМ - элементарный архитектурный профиль (полка, валик, гусек, выкружка и т.д.).

ОРДЕР - (порядок, строй), определенная архитектурно-художественная система стоечной-балочной конструкции, созданная в Древней Греции и получившая затем широкое развитие в классической архитектуре. Основные ордера: дорический, тосканский, ионический, коринфский и композитный.

ПАЛЬМЕТТА - архитектурное украшение в виде веерообразного растительного орнамента.

ПИЛЯСТРА - (колонна, столб), плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Имеет те же части и пропорции, что и колонка, обычно без утолщения в средней части - энтазиса.

ПИНАКЛИ - (фиалы), декоративные остроконечные пирамидки или вазы на завершающих архитектурных деталях.

ПЛАФОН - декоративный потолок, украшенный живописью и лепниной.

ПОРЕЗКА - орнаментальное украшение карнизов, тяг и др. деталей лепного декора в виде ритмического рисунка (бусы, ионики, капли, меандры и др.).

ПЛЕТЕНКА - плетеный орнамент (порезка) для украшения вала на базах колонн и других деталей.

ПОРТАЛ - архитектурно оформленное обрамление входов в здание, дверных проемов.

РАППОРТ - повторяющееся изображение основного элемента рисунка (по аналогии с обоями, коврами и т.п.).

РОЗЕТКА - декоративный элемент в виде цветка, круга, составленный из цветочных лепестков различной величины и геометрической формы.

РОКАЙЛЬ - орнаментальный мотив в виде хрупкой, тонко расчлененной раковины или ее осколков; характерен для стиля рококо.

САНДРИК - небольшой карниз (или фронтон) над дверью или окном. Иногда опирается на два кронштейна.

СУХАРИК - кубический элемент декора карниза и других погонных деталей.

СКОЦИЯ - архитектурный облом вогнутого очертания из двух дуг различного радиуса (выкружка, астрагал).

ТИМПАН - внутреннее поле фронтона; занятый окном или скульптурой кусок стены под аркой; декоративный элемент убранства стен в интерьере в виде небольшого фронтона различной формы.

ТРОФЕЙ - декоративный элемент в виде сгруппированного оружия, как символа победы.

ФРИЗ - средняя часть (полоса) антаблемента; ленточный орнамент с живописью или лепниной, окаймляющий верх стены в интерьере.

ЭМБЛЕМА - декоративная композиция или изображение какого-либо предмета как символа, выражающего идею, понятие.

ЭНТАЗИС - утолщение ствола колонны в средней его части (обычно на 1/3 ее высоты), создающее впечатление напряженности и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола.

ЭХИН - средняя часть капители колонны дорического ордера; круглая в плане, с выпуклым криволинейным профилем.

Архитектурный ордер ( лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использую щий определенные элементы и подчиняющийся определенной архитектурно-стилевой обработке. Является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Появился в Древней Греции. Название ордер происходит от латинского «ordo» — строй, порядок, впервые было употреблено теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре».

Различают пять классических ордеров:



дорический, ионический и коринфски й возникли в Древней Греции, тосканский и композитный — в Древнем Риме. Коринфский в Древней Греции почти не применялся и стал распространен в Древнем Риме.

Также исследователи называют ордерами другие каноны в стилевом решении архитектуры, например гигантский ордер(колонны через несколько этажей) или раскрепованный ордер (колонны перед фасадом держат только отрезки антаблемента, но не несут всю его нагрузку).

Масштабом всех частей ордера является радиус колонны в ее нижнем основании . Этот радиус называется модулем и обозначается буквой М. В тосканском и дорическом ордерах модуль делится на 12 частей, а в ионическом и коринфском - на 18. Эти части называются партами и обозначаются буквой П. Стержни колонн всех ордеров -круглые.

Архитектурные ордера : а- дорический ; б - ионический; в- коринфский; 1 - карниз; 2 - фриз; 3 - архитрав; 4 - капитель; 5 - ствол колонны; 6 - база.

Тосканский ордер имеет массивные части. Колонна гладкая, высота ее равна 7 нижним диаметрам, или 14 модулям. На 1/3 высоты колонна ровная, а выше - утоняется до капители на 1/5 нижнего диаметра. Колонна завершается простой круглой капителью. Фриз и архитрав - гладкие. Такой ордер чаще отделывают полностью штукатуры, иногда капитель готовят лепщики и устанавливают ее после отделки колонны.

Дорический ордер менее массивный, чем тосканский. Колонна на высоту, равную 8 диаметрам, или 16 модулям, бывает гладкой или с 20 каннелюрами (желобками). Каннелюры разделяются между собой острыми усенками, закругленными вверху и внизу. Глубина каннелюр определяется проектом. На l/3 высоты колонна имеет постоянное сечение, выше она утоняется на 1/6 нижнего диаметра. Колонна венчается капителью с более мелкими архитектурными обломами, чем у тосканской капители. Архитрав - гладкий в основе, вверху имеет полочку с расположенными внизу каплями. На гладком фризе расположены триглифы - три ровные полосы, разделенные между собой треугольными выемками. Впадины между триглифами называются методами. Они бывают гладкими или с изображениями, выполненными из различных материалов. Под карнизом делают украшения в виде зубчиков, сухариков и модульонов. Такие ордера или полностью выполняются штукатурами, или триглифы, сухарики и модульоны, а иногда и капители выполняют лепщики.


http://www.antica.lt/page-id-236.html тут про Парфенон

Ионический ордер имеет также сужающуюся кверху колонну. По высоте она равняется 9 диаметрам, или 18 модулям. По стволу проходят 24 каннелюры более глубокие, чем у дорической колонны. Они разделены между собой дорожками или лентами. Внизу каннелюры срезаются под прямым углом, а вверху полуокружностью. Капитель - сложная с завитками или волютами и иониками. Антаблемент ордера состоит из гладкого архитрава стремя горизонтальными уступами. Над верхним уступом расположена полка, а под ним рельефный орнамент. Фриз бывает гладкий или с рельефными изображениями. Карниз гладкий, и только под полкой расположены сухарики с бусами. Капитель и весь орнамент выполняют лепщики, остальное - штукатуры.

http://arx.novosibdom.ru/node/498 здесь интересно описана история возникновения ионического ордера.

Коринфский ордер имеет сложные капитель и пьедестал. Стержень колонны равен 10 диаметрам, или 20 модулям. По колонне проходят 24 каннелюры, разделенные между собой дорожками, которые вверху и внизу заканчиваются полуокружностями. Капитель состоит из 16 волют, поддерживаемых двумя рядами акантовых листьев. Антаблемент имеет модульоны, которые расположены под слезником на некотором расстоянии друг от друга. Фриз ордера -гладкая плоскость, над которой располагается орнамент. Венчающий карниз сходен с ионическим. Все рельефные части ордера выполняются лепщиком, остальное - штукатурами.


Вместо круглых колонн часто устраивают квадратные, ровные или уменьшающиеся на конус. Такие колонны делают с капителью или без нее. Пилястры (половина колонны, выступающая из стены) чаща всего имеют вверху капитель. Пилястры бывают гладкие или с каннелюрами. Иногда делают рустованные колонны, т.е. о «дотацией каменной кладки.

В зависимости от формы колонн и отделки их оштукатуривают, разравнивая раствор правилом, полутерком или малкой с энтазисом.


Из лекции Поповой Л. М.

Различия

2. Диаметр

3. Количество каннилюров (в ионическом ордере выше дробность, колонна легче - женский образ, в дорическом -сила мужественность)

4. Форма колоны (ионическая - жентвенность, утонченность, легксть, дорическая - воинственность, сила, "стоишь на широко ратавленных ногах" - очень устойчиво).
5. Капитель (ионичкская - нежные валюты как локоны женских волос, дорический - абак и эхин - простые и функциональные - мужские).


НАИМЕНОВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ АРХИТЕКТУРНОГО ЛЕПНОГО ДЕКОРА, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ЛЕПНЫХ РАБОТ

АБАКА, АБАК - верхняя плита капители, квадратная либо прямоугольная в плане с гладкой или профилированной лицевой поверхностью.

АКАНТ, АКАНФ - скульптурное стилизованное изображение листьев растения удлиненной формы с глубоко прорезанными прожилками, оканчивающимися завитками, собранными в виде розетки. Часто встречающийся декоративный элемент коринфских капителей, архитектурных вставок.

АКРОТЕРИЙ - скульптурное украшение на углах фронтона в форме вьющихся растений, пальметт (или символических фигур зверей).

АНТАБЛЕМЕНТ - верхний горизонтальный элемент встречно-балочной конструкции, состоящий из архитрава, фриза и карниза.

АРХИТЕКТУРНАЯ ВСТАВКА- объемная орнаментальная или сюжетная лепная композиция квадратной, прямоугольной, или овальной формы, расположенная в простенках внутри или снаружи здания.

АРАБЕСКА - (гротеск), насыщенный и сложный геометрический орнамент, основанный на прихотливом переплетении растительных мотивов, включающих надпись, порезки, изображения животных и людей.

АРХИВОЛЬТ - архитектурное профилированное обрамление арки, выделяющее дугу арки из плоскости стены (арочный карниз).

АСТРАГАЛ - архитектурный облом в виде валика или выкружки, иногда даже в виде нитки бус; валик, отграничивающий капитель от ствола колонны.

АТЛАНТ - (теламон), вертикальная опора архитектурного элемента в виде мужской фигуры.

БАЗА - нижняя опорная часть колонны или пилястры, профилированная или плоская.

БАЛЯСИНА - невысокий фигурный столбик, поддерживающий перила лестниц, балконов и пр., гладкий, профилированный или орнаментованный.

БУСЫ - геометрическое украшение карнизов, тяг и других элементов в виде чередующихся шариков, тарелочек и округлых вытянутых элементов.

ВАЗА - декоративный лепной элемент с гладкой или орнаментированной поверхностью, с ручками, или без них, в виде вазы, чаши, амфоры (вазы удлиненной формы); устанавливается на пьедестале, на карнизах фасадов домов, в помещениях, на столбах оград и т.п.

ВАЛ - (валик), архитектурный облом, очерченный по полуокружности, иногда неправильной геометрической формы.

ВЕНОК - скульптурный орнамент, прямолинейный или в форме круга, часто в виде растительных элементов; иногда перехвачен - лентами.

ВОЛЮТА - декоративная орнаментальная деталь в форме одного или двух завитков. Входит в состав капителей колонн или обрамлений порталов, окон и картушей.

ВЫКРУЖКА - архитектурный облом в форме вогнутой части окружности или отрезка кривой.

ГЕРМА - четырехгранная расширяющаяся кверху колонна, завершающаяся бюстом.

ГИРЛЯНДА - (фестон), волнообразный орнамент в виде цветов и листьев, перевязанных лентами, иногда сочетающийся с розетками.

ГОРОХ - геометрическое украшение погонных деталей в виде длинного ряда шариков.

ГРИФОН - лепной декоративный элемент, изображающий фантастическое существо с телом льва, головой и крыльями орла.

ГУСЕК - архитектурный облом с очертанием, составленным из двух дуг окружностей, соединенных в виде буквы Г.

ДЕНТИКУЛЫ - ряд зубчиков, сухариков в карнизах ионического и коринфского ордеров.

ЗАМОК, ЗАМКОВОЙ КАМЕНЬ - декоративное оформление центральной части арки, портала, оконного обрамления; может встречаться на абаках капителей.

ИМПОСТ - верхний декоративный камень (архитектурная деталь), устанавливаемый поверх колонны, столба или участка стены; служит опорой для арки или балки; перекладина над оконными или дверными арочными створками.

ИОНИКИ, ОВЫ - орнамент из ряда яйцеобразных деталей, чередующихся с листьями и стрелками; часто используется на валиках карнизов и на капителях ионического и коринфского ордеров.

КАННЕЛЮРЫ - вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры, а также горизонтальные желобки на валах ионических баз.

КАПИТЕЛЬ - венчающая часть колонны, пилястры, столба; архитектурно обработана в соответствии с характером того или иного ордера. "Тосканская" и "дорическая" не имеют волют. "Ионическая" снабжена двумя крупными завитками-волютами по бокам, "коринфская" - маленькими волютами, замком и мощными акантовыми листьями; "композитная" - сложная, с различными элементами.

КАПЛИ, ГУТТЫ - декоративное украшение в виде ряда маленьких усеченных конусов или цилиндров на нижней поверхности и полочках дорического антаблемента.

КАРИАТИДА - (кора, канефора), вертикальная опора архитектурного элемента в виде женской фигуры (носительницы корзины).

КАРТУШ - декоративное оформление вензеля, надписи или эмблемы в вида обрамленного щита, свитка, раковины и т.п. (часто встречающееся в тимпанах фронтонов зданий, на арках, над порталами, а также на надгробных плитах).

КЕССОН - углубленная поверхность потолка или свода, обычно с профилированными стенками, имеющими форму квадрата или другой геометрической фигуры. В центре кессонов часто укрепляются розетки.

КОЛОННА - архитектурно обработанный, обычно круглый в сечении столб, основными частями которого в основном являются ствол, база и капитель.

КРОНШТЕЙН, КОНСОЛЬ - архитектурно-декоративный элемент, выступающий из стены и выполняющий функции опоры для балконов, порталов, карнизов, скульптуры. Часто очень сильно орнаментованный.

МАСКАРОН - декоративный рельеф в виде лица человека или головы животного; часто окаймлен сложным орнаментом.

МАСКА - объемное гротескное изображение головы человека, либо мифического существа, или животного, обычно на замковом камне.

МЕАНДР - геометрический орнамент в виде лентообразной ломаной линии (т.н. бегущая волна).

МЕДАЛЬОН - декоративное изображение, заключенное в круглую или овальную рамку.

МОДУЛЬОН - архитектурная деталь в виде консоли (кронштейна), поддерживающая выносную плиту карниза.

ОБЛОМ - элементарный архитектурный профиль (полка, валик, гусек, выкружка и т.д.).

ОРДЕР - (порядок, строй), определенная архитектурно-художественная система стоечной-балочной конструкции, созданная в Древней Греции и получившая затем широкое развитие в классической архитектуре. Основные ордера: дорический, тосканский, ионический, коринфский и композитный.

ПАЛЬМЕТТА - архитектурное украшение в виде веерообразного растительного орнамента.

ПИЛЯСТРА - (колонна, столб), плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Имеет те же части и пропорции, что и колонка, обычно без утолщения в средней части - энтазиса.

ПИНАКЛИ - (фиалы), декоративные остроконечные пирамидки или вазы на завершающих архитектурных деталях.

ПЛАФОН - декоративный потолок, украшенный живописью и лепниной.

ПОРЕЗКА - орнаментальное украшение карнизов, тяг и др. деталей лепного декора в виде ритмического рисунка (бусы, ионики, капли, меандры и др.).

ПЛЕТЕНКА - плетеный орнамент (порезка) для украшения вала на базах колонн и других деталей.

ПОРТАЛ - архитектурно оформленное обрамление входов в здание, дверных проемов.

РАППОРТ - повторяющееся изображение основного элемента рисунка (по аналогии с обоями, коврами и т.п.).

РОЗЕТКА - декоративный элемент в виде цветка, круга, составленный из цветочных лепестков различной величины и геометрической формы.

РОКАЙЛЬ - орнаментальный мотив в виде хрупкой, тонко расчлененной раковины или ее осколков; характерен для стиля рококо.

САНДРИК - небольшой карниз (или фронтон) над дверью или окном. Иногда опирается на два кронштейна.

СУХАРИК - кубический элемент декора карниза и других погонных деталей.

СКОЦИЯ - архитектурный облом вогнутого очертания из двух дуг различного радиуса (выкружка, астрагал).

ТИМПАН - внутреннее поле фронтона; занятый окном или скульптурой кусок стены под аркой; декоративный элемент убранства стен в интерьере в виде небольшого фронтона различной формы.

ТРОФЕЙ - декоративный элемент в виде сгруппированного оружия, как символа победы.

ФРИЗ - средняя часть (полоса) антаблемента; ленточный орнамент с живописью или лепниной, окаймляющий верх стены в интерьере.

ЭМБЛЕМА - декоративная композиция или изображение какого-либо предмета как символа, выражающего идею, понятие.

ЭНТАЗИС - утолщение ствола колонны в средней его части (обычно на 1/3 ее высоты), создающее впечатление напряженности и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола.

ЭХИН - средняя часть капители колонны дорического ордера; круглая в плане, с выпуклым криволинейным профилем.

Над Афинским акрополем возвышается мраморный храм.

Здание прямоугольной формы, стройные ряды монументальных колонн. Силуэт этого здание известен во всем мире, он стал одним из символов древнегреческой архитектуры и античной культуры в целом. Это Парфенон , храм, посвященный покровительнице города Деве Афине, классический образец дорического ордера.

При переходе к строительству из камня сохраняются, а затем перерабатываются и получают новое звучание некоторые приемы, используемые при деревянном зодчестве. Так появляется и формируется система архитектурных ордеров – определенной комбинации и соотношения конструктивных элементов (несущих и несомых) и декоративной составляющей.


Архитектурные системы с использованием колонн и балок, выполненных в едином стилевом решении, использовались в различных древних культурах, например, в египетской или крито-микенской. Но строгая, упорядоченная система появилась только в Древней Греции. Именно эта культура подарила миру первые классические архитектурные ордера.

Существует три древнегреческих классических ордера: дорический, ионический и коринфский. Каждый получил свое название по месту своего возникновения.

Чем древнее архитектурный ордер, тем ближе он по своей сути к изначальной опорно-балочной конструкции, тем проще с точки зрения художественного оформления. Со временем декоративной составляющей уделяется все больше внимания, она становится все более витиеватой.

Отличительные черты каждого ордера наглядно демонстрирует архитектура древнегреческих храмов, возведенных в разные периоды. Разумеется, каждый новый ордер не появлялся на ровном месте, а формировался в течение какого-то времени, с накоплением опыта, применением и отработкой архитектурных приемов. Системы плавно сменяли друг друга, поэтому в некоторых древнегреческих строениях присутствует черты различных ордеров.


Состоит из трех частей: стереобата (основания), несущих колонн и антаблемента. В свою очередь, каждая часть делится на элементы. Так стереобат древнегреческого храма, как правило, состоит из трех ступеней. Верхняя часть стереобата именуется стилобатом.

На несущих колоннах покоится антаблемент – верхний несомый элемент ордера, подразделяющийся на архитравную балку, фриз и карниз.

Древнегреческие архитектурные ордера различаются по пропорциональному соотношению и художественному оформлению всех частей храма.

Дорический ордер


Дорический ордер – самый ранний из древнегреческих архитектурных ордеров, появился в период архаики в VII веке до н.э. Простой, лаконичный в плане декоративного оформления, его нередко называют воплощением «мужского начала» в архитектуре.

У мощных, приземистых колонн нет базы, они опираются непосредственно на стилобат. Каннелюры, желобки с заостренными краями, идут по всей длине ствола колонны, делая ее визуально более легкой. В дорическом ордере таких желобков немного, не более 20 на колонну. Капитель, верхняя декоративная часть колонны, состоит из эхина (сплюснутой подушки с круглым сечением) и абака (квадратной плиты). Антаблемент включает архитрав, фриз с триглифами и метопами и карниз.

Помимо Парфенона в дорическом ордере выдержан храм Афины Афайи на острове Эгине.

Ионический ордер


Черты ионического ордера появлялись постепенно, его окончательное формирование относится к VI веку до н.э. Существует два варианта ионического ордера: аттический и малоазийский. В малоазийском варианте отсутствует фриз. Этот тип считается основным, так как аттический появился позднее и был вариацией малоазийского.

В отличие от дорического, ионический ордер более изящен, утончен, легок. Продолжая аналогию, его можно назвать проявлением «женственности» в камне.

Ионическая колонна состоит уже из трех частей: у нее появляется база, она становятся более высокой, тонкой, количество каннелюр увеличивается. На капители колонны используется новый декоративный элемент – волюты (завитки). Узкий антаблемент состоит из гладкого архитрава, фриза без триглифов (иногда фриз вовсе отсутствует) и выступающего карниза. Фриз украшен рельефными изображениями. На карнизе размещается ряд дентикул – небольших декоративных выступов в виде зубчиков.

К образчикам ионического ордера относится храм Эрехтейон в Афинах.

Коринфский ордер


Самый юный из древнегреческих ордеров – коринфский ордер – сформировался в конце VI века до н.э. Его пропорции схожи с ионическими, но он отличается более обильным декоративным оформлением. В Древней Греции он считался лишь разновидностью ионического ордера. Свою популярность и распространение коринфский ордер обрел позже, уже в Древнем Риме. Отличительной чертой коринфского ордера является высокая капитель, состоящая из шестнадцати волют, сопровождаемых рельефными изображениями листьев аканта. По преданию этот ордер был придуман Каллимахом из Коринфы, древнегреческим скульптором. Мотивом послужила плетенная корзина, оставленная на могиле юной девушки. Корзина утопала в листьях буйно разросшегося аканта – ядовитого растения. Этот образ лег в основу декоративных элементов коринфского ордера. В отличие от «мужского» дорического и «женского» ионического, коринфский ордер называют образом «юной, незамужней девы».

Типичным коринфским строением считается Храм Зевса Олимпийского в Афинах .

Древнегреческая архитектура знакома нам еще по учебникам истории Древнего мира. Сложно переоценить ее вклад в мировую культуру. К древнегреческим ордерам обращались архитекторы разных эпох и стран, их художественная переработка встречается в каменных памятниках различных культур и времен. Современные архитекторы и дизайнеры также тщательно изучают системы древнегреческих ордеров и активно используют их при разработке дизайна современных строений и интерьеров. Как ни парадоксально звучит, но чем древнее ордер, тем актуальнее его звучание в современном исполнении.

Ордер архитектурный о́рдер архитекту́рный

Один из видов архитектурной композиции, основанный на соотношении вертикальных несущих (колонн ) и горизонтальных несомых частей. Колонны широко применялись в древнеегипетской и крито-микенской архитектуре, однако лишь в Древней Греции была впервые выработана строгая система, основанная на пропорциональном соотношении всех частей здания. Основными элементами ордера являются: цокольная часть здания (трёхступенчатый стилобат), колонны (состоят из базы, ствола и капители) и антаблемент (состоит из архитрава, фриза и карниза ). В древнегреческой архитектуре сложились три классических ордера, которые продолжают применяться и поныне: дорический, ионический и коринфский.

Древнейший – дорический ордер, распространившийся в 7–6 вв. до н. э. Дорическая колонна не имеет базы; ствол, сужающийся кверху, покрыт желобками-каннелюрами, что подчёркивает её вертикальную направленность. Широкие, мощные, чуть утолщённые посредине колонны отличает мужественный, суровый облик. Капитель дорической колонны состоит из круглой подушки (эхина) и квадратной плиты (абаки). Балка архитрава гладкая, фриз разделён на триглифы (прямоугольные плиты с тремя вертикальными желобками) и квадратные метопы. Завершается антаблемент профилированным карнизом. Двускатная кровля храма образует на торцовых сторонах пологие треугольники – фронтоны. Метопы и фронтоны украшались первоначально живописными, затем – скульптурными изображениями.


Второй ордер – ионический появился чуть позднее. Ионические колонны отличаются стройностью пропорций, лёгкостью и нарядностью; они тоньше и относительно выше дорических, что подчёркивается каннелюрами, между которыми оставлены узкие «дорожки». Колонна стоит на сложно профилированной базе и увенчана капителью в виде двух упругих завитков. Архитрав разделён на три горизонтальных уступа, фриз украшен сплошной линией рельефов .


В кон. 5 в. до н. э. появился коринфский ордер. Будучи вариантом ионического, он отличается более утончёнными и изысканными пропорциями. Коринфская капитель напоминает корзину, увитую листьями и цветами аканфа (вьющегося растения). Римский архитектор и теоретик Витрувий уподоблял дорические колонны «неукрашенной мужской красоте», ионические – «утончённости и соразмерности женщин», коринфские – «девичьей стройности». «Очеловеченные» пропорции древнегреческих колонн позволяли легко заменять их в некоторых случаях на статуи, например кариатиды .


Архитектурные ордера: а – дорический; б – ионический; в – коринфский; 1 – карниз; 2 – фриз; 3 – архитрав; 4 – капитель; 5 – ствол колонны; 6 – база

Размеры всех частей ордера были строго согласованы между собой в соответствии с определённой мерой. Единицей меры был радиус колонны, зная который, можно восстановить размеры всего храма (на этом основаны современные реконструкции ). Высота дорической колонны – 16 радиусов, более стройной ионической – 18. Дорические колонны отстоят одна от другой на три радиуса, ионические – на пять. Высота базы ионической колонны составляет один её радиус, капители – треть радиуса, высота архитрава, фриза и карниза – по полтора радиуса.
Римляне добавили к трём классическим ордерам новые разновидности – тосканский, с гладкими, без желобков-каннелюр колоннами, и сложный, или композитный, ордер, в котором колонны завершались двумя поставленными одна над другой капителями (например, ионической и коринфской).

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "ордер архитектурный" в других словарях:

    - (лат. ordo – ряд, порядок) – определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые… … Энциклопедия культурологии

    ОРДЕР АРХИТЕКТУРНЫЙ - определённые сочетания, структура, а также художественная обработка несущих (колонна с капителью, иногда с базой) и несомых (архитрав, фриз и карниз, составляющие антаблемент) частей в стоечно балочной конструкции. Классические О. а. были… … Большая политехническая энциклопедия

    - (нем. Order, франц. ordre, от лат. ordo ряд, порядок, расположение) тип архит. композиции, осн. на определ. системе сочетания и пластич. обработки несущих (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомых (архитрав, фриз и карниз,… … Большой энциклопедический политехнический словарь

    Тип архитектурной композиции, основанный на художественной переработке стоечно балочной конструкции и имеющий определённые состав, форму и взаиморасположение элементов. Различные ордера применялись в зодчестве многих народов с древнейших времён… … Строительный словарь

    Капители тосканского, дорического, ионического (в двух вариантах), коринфского и композитного ордера. Иллюстрация из Энциклопедии, XVIII век Архитектурный ордер вид архитектурной композиции, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и… … Википедия

    Ордер архитектурный - тип архитектурной композиции, основанный на художественной переработке стоечно балочной конструкции и имеющий определённые состав, форму и взаиморасположение элементов. Различные ордера применялись в зодчестве многих народов с древнейших… … Архитектурный словарь

    Архитектурный, определённое соотношение несущих (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомых (архитрав, фриз и карниз, вместе составляющие антаблемент) частей стоечно балочной конструкции, их структура и художественная обработка.… … Современная энциклопедия

    Ордер архитектурный, тип архитектурной композиции, основанный на художественной переработке стоечно балочной конструкции и имеющий определённые состав, форму и взаиморасположение элементов. Различные О. применялись в зодчестве многих народов с… … Большая советская энциклопедия

    Архитектурный определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и… … Большой Энциклопедический словарь

    Ордер (архитектура) - Ордера архитектурные: А дорический; Б ионический; В коринфский; 1 карниз; 2 фриз; 3 архитрав; 4 капитель; 5 ствол колонны; 6 база. ОРДЕР архитектурный, определённое соотношение несущих (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомых… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Архитектурный ордер широкое распространение получил во времена Античности. По сути, это строечно-балочная конструкция, дополненная определенными выразительными элементами. Архитектурный ордер, общие сведения о котором были изложены в трактате Витрувия еще в I веке до н.э, применялся в Древней Греции при постройке храмов и сформировал узнаваемый на сегодня облик строений этой страны.

Основные элементы

Витрувий в своей работе изложил принципы построения ордеров. Для вычисления параметров конструкции за основу брался модуль, представлявший собой нижний диаметр колонны. Он был мерилом размеров всех деталей.

Архитектурные ордера Древней Греции имели набор стандартных элементов, отличались соотношением их величин и художественным оформлением. Они состояли из колонны (column), антаблемента (entablature) и пьедестала. Первая, в свою очередь, включала три элемента:

    фуст (shaft — ствол);

    капитель (capital);

Стержень колонны — наибольшая ее часть, его толщина уменьшается с высотой, но неравномерно. Капитель образует верхнюю часть, на нее идет непосредственная нагрузка всех вышележащих элементов здания. Функция базы понятна из ее названия: она представляет собой основу фуста.

Антаблемент, верхняя часть конструкции, также имеет тройную структуру. Его составляют архитрав (architrave), фриз (frieze) и карниз (cornice). Архитрав образует перекрытия между колоннами, он является главной несущей частью антаблемента. Фриз — средний элемент. Архитектурные ордера Античности характеризуются разным исполнением этой детали: он мог быть гладким или с изображением. Карниз венчает колонну, часто он украшался дентикулами (dentils), или, как еще их называют, ордерными сухариками — рядом прямоугольных выступов.

Пьедестал — нижняя часть колонны, ее основа, чаще всего имел ступенчатую структуру. Колонна «вырастала» из стилобата (stylobate) - верхней ступени.

Архитектурные ордера Древней Греции

Всего существует пять ордеров, считающихся классическими. Три из них сформировались на греческой территории. Это дорический, ионический и коринфский архитектурный ордер. В Древнем Риме появились еще два: тосканский и композитный. Каждый из них имеет свои отличительные особенности в строении и декоративных элементах.

Названия греческих архитектурных ордеров дают представление о том, в какой области древнего государства они возникли. Появившись каждый в своей местности, в VI веке до н.э. ионический и дорический типы колонн быстро распространились по всей Греции. не пользовался большой популярностью. Он стал более востребован уже в Древнем Риме.

Величие и простота

Дорический архитектурный ордер отличался сведенным к минимуму числом декоративных деталей. Колонна не имела базы, поскольку опиралась непосредственно на стилобат. Ствол сужался неравномерно, где-то на одной трети высоты находилось небольшое утолщение. Поверхность столба была покрыта желобками - каннелюрами. Как правило, их было всего 20. Каннелюры придавали определенную декоративность монументальной конструкции: они создавали игру света и тени, визуально увеличивая высоту столба. Встречались варианты колонн и с гладкими стволами.

Капитель имела округлую основу, на которой лежал квадрат. На нее опирался гладкий архитрав. Фриз содержал триглифы — прямые полосы с треугольными выемками между собой, сгруппированные по три. Между триглифами находились промежутки (методы) либо гладкие, либо заполненные орнаментом. Под карнизом часто располагался ряд ордерных сухариков.

Знаменитые на весь мир

Дорический ордер большинству знаком по таким шедеврам античной архитектуры, как Парфенон и Строгие мужественные колонны украсили и строения, посвященные Посейдону на мысе Сунион, а также Афее на острове Эгина.

Дорический — самый простой с точки зрения декора архитектурный ордер. Виды, появившиеся в Ионии, а затем и в Коринфе, отличаются большим количеством украшений и

Женственность, воплощенная в камне

Дорийской строгости была противопоставлена мягкость и даже некоторая нежность ионического ордера. Колонны этого типа возвышаются над округлой базой, по виду напоминающей несколько сложенных друг на друга колец. Столб длиннее, чем в дорийском варианте. От этого колонна кажется более стройной. Каннелюры более глубокие (всего их 24), а капитель украшена валютами (завитками).

Ионический антаблемент довольно узкий и включает в себя три горизонтальные части: гладкий архитрав, фриз, не имеющий триглифов, и немного выступающий карниз с рядом дентикул. Среднюю часть антаблемента часто украшали рельефами.

Создавая такую колонну, древние архитекторы уподобляли ее женщине со стройным станом, вьющимися волосами-валютами и ниспадающими складками одежды - каннелюрами.

Происхождение

Витрувий в своем трактате писал, что ионический архитектурный ордер возник во время возведения Эфесского храма. Необходимость в новой форме возникла из-за желания найти стиль, воплощающий дух греческих племен, населяющих местность, и противопоставить его дорийскому. Воплощение задуманного принесло вожделенные плоды: ионический ордер известен не меньше, чем его строгий собрат, и также относится к числу классических.

Ученые полагают, что формирование нового типа колонн происходило постепенно, и Эфесский храм стал лишь квинтэссенцией всех предыдущих этапов. Так или иначе, а ионический ордер действительно воплощает утонченность и элегантность. Недаром его использовали при постройке храмов Ники Аптерос и Артемиды Эфесской, последний в итоге удостоился звания одного из семи чудес света.

Младший собрат

Коринфский ордер, как уже отмечалось, особое распространение получил в Древнем Риме. На территории Греции его считали ответвлением ионического. Действительно, эти ордера имеют много схожих элементов. Высокий стержень с 24-мя каннелюрами стоит на округлой базе. Главное отличие — это капитель, состоящая из шестнадцати валют в сопровождении акантовых листьев, расположенных в два ряда.

Антаблемент схож с соответствующим элементом в структуре ионического ордера: он включает разделенный архитрав, фриз, дополненный рельефом, и карниз с зубцами. Отличие строений с использованием таких колонн в том, что они поддерживали не двухскатную крышу, а плоскую.

Если продолжать метафору мужественности и женственности, то третий греческий ордер скорее обладает чертами, свойственными юной девушке: некоторой кокетливостью и любовью к изысканным украшениям. Самыми ранними из найденных образцов коринфского ордера считаются колонны храма Аполлона в Бассах.

Приемники

Греческие архитектурные ордера продолжили свое существование и в Древнем Риме. Они использовались мастерами, творившими облик городов империи. Параллельно тут появились и новые формы: тосканский и композитный архитектурные ордера. И наименование деталей, и общая логика построения сохранились.

Композитный ордер — «потомок» ионического и коринфского. Тосканскому присущи черты, делающие очевидным его родственные связи с дорийским: строгие колонны без капителей, гладкий архитрав и фриз, округлая без украшений капитель.

После падения Римской империи интерес к подобным архитектурным формам постепенно затих и вновь возродился лишь в XV веке, когда был обнаружен трактат Ветрувия. Здания в стиле классицизма, который оформился чуть позже, также обязательно содержали колонны или подобные им элементы. Следует отметить,что сегодня архитектурные ордера, дошедшие до нас сквозь толщу веков, довольно часто используются при создании и художественном оформлении новых шедевров.

Лучшие статьи по теме