Тренды дизайна. Квартира. Стили. Материалы. Напольные покрытия
  • Главная
  • Стили
  • Основные этапы исторического развития архитектуры. История развития архитектуры - реферат

Основные этапы исторического развития архитектуры. История развития архитектуры - реферат

История развития архитектуры

Зарождение архитектуры относится ко времени первобытнообщинного строя, когда возникли первые искусственно сооружаемые жилища и поселения. Были освоены простейшие приёмы организации пространства на основе прямоугольника и круга, началось развитие конструктивных систем с опорами-стенами или стойками, коническим, двускатным или плоским балочным покрытием. Применялись природные материалы (дерево, камень), изготовлялся кирпич-сырец. Конец существования первобытного общества отмечен строительством крепостей со стенами или земляными валами и рвами. В мегалитических сооружениях (менгиры, дольмены, кромлехи) сочетание вертикальных и горизонтальных блоков камня свидетельствует о дальнейшем освоении закономерностей архитектоники (кромлех в Стонхендже, Великобритания).

С возникновением государств сложилась и новая форма поселения - город как центр управления, ремесленного производства и торговли. Увеличивалось количество типов построек, различие между которыми стало определяться не только их функцией, но и предназначенностью для господствующего класса или эксплуатируемых масс. В классовом обществе определяющими для архитектуры стали общественные взаимоотношения, а не взаимоотношения человека и природы. В крупных рабовладельческих деспотиях средоточие власти и материальных ресурсов в руках немногочисленной верхушки, эксплуатация огромного количества рабов, успехи в области науки и техники стали основой строительства крупных ирригационных сооружений, монументальных дворцов и храмов, призванных утверждать незыблемость и могущество власти божества и обожествленных правителей (пирамиды в Гизе и храмы в Карнаке и Луксоре - все в Египте ; зиккураты Ассирии и Вавилонии, дворцы древнего Ирана, ступы Индии, храмы и дворцы Центральной и Южной Америки). В эпоху рабовладения началось строительство и крупнейшего в мире фортификационного сооружения - Великой китайской стены. Строительство грандиозных построек, подавляющих массивностью конструкций, основывалось на громадных затратах примитивного физического труда. Создание таких сооружений свидетельствует о накоплении строительного опыта, о сложившихся принципах композиции здания и ансамбля.

В условиях рабовладельческой демократии Древней Греции создаётся целостная среда городов-государств (полисов). Развивается система регулярной планировки города, с прямоугольной сеткой улиц и площадью - центром торговой и общественной жизни. Был разработан тип жилого дома с помещениями, обращенными к внутреннему пространственному ядру - дворику. Культовым и архитектурно-композиционным центром города был храм, который воздвигался на вершине акрополя. Классически завершенным типом храма стал периптер (например, Парфенон в Афинах), Развитая общественная жизнь полиса породила такие типы сооружений, как театр, стадион и др. Сложилась система классических ордеров.

В Древнем Риме , огромной средиземноморской державе, унаследовавшей традиции греческой архитектуры, ведущее значение приобрели сооружения, выражавшие могущество республики (позже империи) и удовлетворявшие потребностям рабовладельческого государства. Расширился круг инженерных сооружений, достигло большого совершенства строительство мостов и акведуков. Для возведения крупных построек большую роль сыграло внедрение новых строительных материалов (бетон). Были разработаны рациональные методы строительства, получившего гигантский размах. Создавались крупные ансамбли (общественные центры - форумы) и общественные сооружения, рассчитанные на огромные массы народа: амфитеатры (Колизей в Риме), театры, термы, крытые рынки, базилики. Тип жилого дома с помещениями, обращенными к внутреннему замкнутому пространству (атрию, перистилю), был развит и усовершенствован; в перенаселённых городах возникли 5-6-этажные жилые дома для малоимущих - инсулы. Получили широкое применение арочные и сводчатые конструкции (храм Пантеон в Риме, перекрытый огромным куполом), развившиеся также в архитектуре эллинистической Парфии. Архитектура Римской империи от строгих и целесообразных переходит к тяжеловесным, пышным, иногда преувеличенным формам, усложнённым планам; усиливаются элементы декоративности. Ордер, ставший неотделимым от представления о прекрасном в архитектуре, часто накладывается на стеновую или арочную конструкцию из бетона как часть её облицовки.

В феодальную эпоху архитектура развивается на основе более дифференцированного разделения труда. Труд рабов сменяется деятельностью ремесленников-профессионалов. При феодализме область распространения монументальной архитектуры значительно расширяется, охватывая Европу, Азию, большую часть Африки, часть Америки. Однако неравномерность развития, влияние местных условий и традиций оказывают на архитектуру эпохи феодализма более значительное влияние, чем на архитектуру рабовладельческих цивилизаций. Феодальные войны вынуждали к широкому развитию фортификационных сооружений, защищавших города и резиденции феодалов (замки и дворцы Франции, Германии, Испании и др. европейских стран, Средней Азии и Закавказья; русские кремли и монастыри-крепости). Идеологическое господство религии дало толчок широкому строительству культовых зданий. Новой задачей, решавшейся в архитектуре Византии , было формирование внутреннего пространств христианских храмов, способных вместить тысячные толпы, и создание в них особой среды, отвлечённой от мира. Наряду с унаследованными от Рима типами базилики и центрического купольного здания формировались купольные базилики и крестово-купольные храмы. Сферические купола сочетались с прямоугольной в плане системой опор (храм Софии в Константинополе). Конструкция получала ясное выражение а архитектурной форме крестово-купольных храмов. Архитектура Византии оказала широкое влияние на зодчество славянских государств на Балканах (Болгарии, Сербии), Закавказья (Армении, Грузии) и Др. Руси. Специфический характер архитектуры региональных древнерусских школ, развившихся после распада киевской державы, определялся местными социальными особенностями, строительными традициями и применявшимися материалами. Архитектуру Владимиро-Суздальского княжества характеризует богатая пластика белокаменных сооружений (дворцовый ансамбль в Боголюбове, Успенский и Димитриевский соборы во Владимире), постройкам Новгорода присущ суровый лаконизм величественных форм (Георгиевский собор Юрьева монастыря), непринуждённо живописны асимметричные выложенные из плитняка постройки Пскова. Архитектура Древней Руси замечательна своей правдивостью, ясным выявлением конструкции и пространственной организации здания в его облике. После полувекового перерыва в архитектурном развитии (1240-90-е гг.), вызванного монголо-татарским нашествием, главными архитектурными центрами становятся Новгород, Псков, Москва, своеобразно развивающие древнерусские традиции. С объединением русских земель под властью Москвы складывается единая русская архитектурная школа. Ансамбль Московского Кремля явился прообразом для кремлей других городов и послужил ядром радиально-кольцевой структуры растущей Москвы. Ярко своеобразен тип шатровых храмов-башен, сложившийся в 16 в. (церковь Вознесения в с. Коломенском, ныне в черте Москвы). Для русской архитектуры 17 в. характерны многообразие форм, праздничная живописность. Наряду с каменной архитектурой большое место занимало деревянное зодчество, достигшее в 17-18 вв. высокого совершенства (церкви: Преображенская в Кижском погосте, Успенская в с. Кондопога и др.).

В странах Западной и Центральной Европы с возрождением городов в конце 10 в. начинает развиваться тип каменного жилого дома в 2-3 этажа с мастерскими и лавками внизу. Складывается архитектура романского стиля. В культовой архитектуре появляются монастырские комплексы с замкнутыми двориками, окруженными аркадами ("клуатры"), и с массивными тяжёлыми храмами базиликального типа. Во 2-ой половине 12 в. во Франции зародилась архитектура готики , отразившая наиболее высокий этап развития производительных сил феодального общества и усиление городов, с которым связано возникновение новых типов общественных зданий (ратуши, дома ремесленных цехов и гильдий). Массивные конструкции заменила каркасная система, в которой с предельной рациональностью используется материал; освобождается пространство интерьера, получающее активное развитие по вертикали (соборы: в Париже, Реймсе и Амьене - во Франции; во Фрейбурге и Кельне - в Германии; в Кентербери - в Великобритании; в Бургосе - в Испании; в Праге, Кракове). В жилищном строительстве наряду с каменными конструкциями применяется фахверк - деревянный каркас, заполненный кирпичом или камнем.

В развитие архитектуры эпохи феодализма большой вклад внесли народы арабского Востока. Крупными центрами феодальной культуры были города Средней Азии - Бухара, Мера, Термез, Хива, Самарканд. Их монументальные здания - крытые рынки, караван-сараи, медресе, купольные мечети и мавзолеи - возводились из обожжённого кирпича с широким использованием в облицовке т. н. керамической резной мозаики (ансамбли Шахи-Зинда и площади Регистан, мавзолей Гур-Эмир - в Самарканде). Строгая симметрия композиции выделяла крупные торговые и культовые сооружения среди живописных кварталов низких глинобитных или сырцовых жилых построек.

Многообразие архитектурных типов отличает зодчество феодальной Индии. Стремление к конкретности художественных образов, преклонение перед буйной тропической природой породили исключительную пластичность монументальных сооружений, её сближение со скульптурной пластикой. Под влиянием индийской архитектуры формировалась архитектура Юго-Восточной Азии (Индонезии, Цейлона, стран Индокитайского полуострова). В архитектуре Китая регулярность планировки городов дополнялась строгой симметрией организации пространства здании, оси которых получали ориентировку по странам света. Геометрическая правильность тонко сочеталась с использованием природных особенностей места. Стоечно-балочные деревянные каркасы были конструктивной основой жилых зданий. Каркас заполнялся кирпичом или лёгкими деревянными ограждениями с решётками, заменявшими окна. Лёгкость жилищ контрастировала с монументальностью дворцовых, культовых и фортификационных сооружений ("Запретный город" и "Храм неба" в Пекине). Под влиянием архитектуры Китая долгое время находилась японская архитектура, где деревянные каркасные конструкции были доведены до высокого художественного совершенства. Для архитектуры Китая и Японии характерно умелое использование естественного и формирование искусственного ландшафта.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ПРИДНЕПРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ

КАФЕДРА АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Тема: История архитектуры

Выполнила:

Романова Т.Ю.

Г. Днепропетровск, 2012 год

1. Архитектура Древнего мира

архитектура египет зодчий рим

В разные исторические периоды применялись различные строительные материалы и разные конструкции, соответствующие техническому развитию своего времени. Архитектура древнего мира использовала почти все геометрические формы в строительстве. Особенно большое влияние было уделено пирамидальным формам, а также аркадам и колоннам. Каменные мостовые, дороги, канализации и скульптурные изображения также достались нам в наследство от архитектуры древнего мира.

В древних классических сооружениях и постройках средних веков пропорции, характерные для приведенных выше геометрических фигур, применялись как для назначения основных размеров сооружений в осях, главным образом в плане и иногда в разрезе (рис. 1), так и для назначения расстояний и просветов между элементами в основном на фасадах и в архитектурных деталях. В наше время построение пропорций в строительном проектировании основывается на работе А. Тирша «Справочник архитектора», где впервые приведены примеры практического применения теории пропорций, основанной на принципах подобия.

.Пропорции угла фронтона дорического храма, построенного на основе отношений золотого сечения (по Месселю)

.Пропорции греческого храма в плане и разрезе, построенные по тому же принципу (рис. 1).

Рисунок 1

Архитектор Ле Корбюзье и ряд других современных архитекторов широко использовали в своей практической деятельности теорию пропорций А. Тирша. Их работы в противоположность работе Т. Фишера были направлены на научное обоснование эстетических принципов выбора соотношений между отдельными элементами здания.


Пропорции евангелической часовни в плане и разрезе во многом совпадают. Этот принцип не был положен в основу проекта, а был установлен при позднейших исследованиях архит. Бартнинга и автора.

Десятичная система исчисления, а также чертежные угольники в 45° и 60°, которыми пользуются архитекторы, уже сами по себе вносят в каждый чертеж определенное единство масштаба и пропорций. Применяя пропорциональный циркуль, установленный в золотом сечении, и ограниченное число модульных размеров, можно сознательно получить желаемые соотношения. Не только сводчатые готические сооружения, но и современные каркасные здания построены на основе определенной системы назначения размеров, которая не только отвечает требованиям строительного производства, но и способствует созданию законченного архитектурно-художественного образа сооружения. В противовес внешней декоративности и красивости сооружений в стиле рококо для современных сооружений характерны членения, вытекающие из закономерностей их структуры. Подобной законченностью отличались сооружения античности, готики, ренессанса, классицизма, относящиеся к высшим достижениям европейской архитектуры.

Совершенно четко сформулированные правила этих закономерностей мы находим также у народов Востока с древней культурой (рис. 3); народов Индии в труде «Манасара», у китайцев в системе модулирования «тоукоу», но прежде всего у японцев в их методе «киварихо», который, обеспечивая сохранение традиционных национальных форм, способствует высокой экономичности строительства.

Рисунок 3

Основной размер А = 108 см. удвоенный размер В = 216 см. Увеличение основного размера А на 67 см даёт размер С = 175 см, уменьшение размера В на 133 см даёт размер D = 83 см. 2. Человеческая фигура - основа системы пропорций 3. Система «Модулор»

Рисунок 4

Математические и округлённые значения числовых рядов системы «Модулор» Корбюзье в метрической системе. Для перевода в дюймы и футы: 1 дюйм = 2,539

Красный рядСиний рядсмм (округлено)смм (округлено)95 280,7952,801117 773,51177,7358 886,7588,8672 778727,8836 394,0363,9444 985,5449,8522 492,7224,9227 802,5278,0213 901,3139,0117 182,9171,838591,485,9110 619106,195309,853,16563,365,633281,632,814056,340,562028,220,282506,925,071253,512,531549,415,49774,77,74957,69,57478,84,79591,85,92295,92,96365,83,66182,91,832262,261131,13139,71,4069,80,786,30,8643,20,4353,40,5326,70,26330,3316,50,1620,40,210,20,112,60,126,30,067,80,083,90,044,80,042,40,0230,031,50,011,80,010,9 и т.д. 1,1 и т.д.

Основываясь на том, что строение человеческого тела подчинено отношениям золотого сечения, архитектор Ле Корбюзье (Франция) предложил систему пропорций для применения в архитектуре. За основу им приняты три величины, характерные для человеческого тела: расстояние от подошвы стопы до пупка, от пупка до верха головы и от головы до кончиков пальцев вытянутой кверху руки; эти величины образуют числовой ряд Фибоначчи, подчиненный отношениям золотого сечения.

Первоначально Ле Корбюзье исходил из среднего роста европейца, равного, как известно, 1,75 м.; деля эту величину пропорционально отношениям золотого сечения, он получил числовой ряд 108,2-66,8-41,45-25,4 см. Поскольку последний размер почти точно равен 10 дюймам, в системе Ле Корбюзье обнаруживается точка совпадения метрической и футо-дюймовой системы мер; однако в остальных, более крупных членах числового ряда таких совпадений больше не встречается.

Из этих соображений Ле Корбюзье в 1947 г. принял за основу своего ряда рост человека в 6 англ. футов = 1828,8 мм и составил так называемый «красный» числовой ряд, подчинённый отношениям золотого сечения и идущий как в восходящем, так и в нисходящем направлениях (см. табл.). Поскольку модульные величины этого ряда слишком велики для практического применения, им предложен еще так называемый «синий» числовой ряд, в основу которого положена величина 2,26 м (расстояние от подошвы ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх руки); значения модульных величин «синего» ряда равны удвоенным величинам «красного».

Полученные путем математических вычислений дробные числа округлены до целых сантиметров; отклонения от так называемых расчетных величин допускаются в пределах ±1 мм. При переводе этих величин в дюймы получается новый, независимый от первого числовой ряд. Однако округление до целых сантиметров или дюймов привело к тому, что модульные значения «красного» и «синего» рядов не всегда удается согласовать между собой; ведь нельзя же i согласиться, что 2 х 6=13, 2 х 16 = 33, 2 х 27 = 53 или 13 + 8 = 20.

Практические задачи стандартизации требуют точного согласования модульных размеров строительных элементов для обеспечения серийного и поточного заводского их изготовления.

Хотя в основу своей системы Ле Корбюзье положил рост человека 6 футов вместо нормального роста 1,75 м, основные числовые значения его ряда достаточно близки к величинам числового ряда, полученного на основе модуля, равного 1/8 м (125 мм); например, общая высота человека с поднятой рукой 2260 мм (по ряду Ле Корбюзье) весьма близка к модульному размеру 2250 мм (по ряду с модулем 1/8 м).

Если бы Ле Корбюзье более тщательно отнёсся к разработке своей теории пропорций на основе золотого сечения, то он неизбежно пришел бы к числовому ряду, являющемуся синтезом десятичной и восьмеричной модульных систем, с числовым рядом на основе модуля, равного 1/8 м (125 мм), члены которого связаны между собой отношениями золотого сечения.

Древняя Греция

Древнегреческая архитектура развивалась двумя стилистическими потоками, в двух ордерах (дорическом и ионическом), которые сложились в VII в. до н. э. Под ордером в архитектуре понимается определенная система сочетания и взаимодействия несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. В античной архитектуре это отдельно стоящие опоры-колонны и лежащее на них перекрытие - антаблемент.

Главные структурные элементы двух ордеров один и те же. Основанием для них служит обработанная по всему периметру ступенями площадка - стилобат. На ней, по всему внешнему контуру храма, устанавливались колонны, состоящие из трех частей; базы, ствола и капители.

Коринфский стиль еще легче ионического и должен рассматриваться как вторичное образование, возникшее на почве ионической архитектуры.

Древний Египет

На протяжении более чем трех тысяч лет в архитектуре Египта господствует раз и навсегда установившаяся традиция. Видоизменение происходит только и в рамках одного стиля, смена господствующего типа сооружений соответствует изменениям в социальной и политической сферах страны: в эпоху Древнего царства это скальные (пещерные) гробницы, в эпоху Среднего царства - пирамиды, в эпоху Нового царства - храмы.

Пирамиды олицетворяют собой дух культуры Египта, веру в загробную жизнь и силу фараона, а также представления египтян о Вселенной.

Особенностями храмов являются большие залы, огромное количество молелен и непревзойденной красоты росписи на всех поверхностях, в том числе внешних стенах и потолоке, который является символом неба и поэтому покрашен в синий цвет и расписан золотыми звездами. Кроме того, непременным атрибутом храма является обелиск и священное озеро.

Прочность, монументальность и декоративность отличают архитектуру Древнего Египта от других примеров зодчества того времени.

Древний Рим

Римская архитектура испытала сильное влияние греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд.

Архитектура Средних веков

Архитектура Средних веков включает в себя так называемое «Каролингское возрождение, Оттоновскское искусство, романский стиль и готический стиль.

Средние века оставили миру в наследство величественные архитектурные сооружения, что свидетельствовало о возросшем мастерстве и развитии техники.

Большинство домов в Европе строили из дерева, так как оно было дешевым и имелось в изобилии. К сожалению, дерево легко сгорало и гнило. Поэтому самые важные здания возводились из камня. Замки и городские стены строились из крупных, хорошо подогнанных камней. На смену круглым аркам и тяжелым колоннам римского стиля пришла готика со стрельчатыми арками, изящными колоннами и витражными окнами. Во всем мире здания и соборы становились более изысканными и менее громоздкими. Резные украшения кхмерских храмов, крыши дворцов и храмов династии Мин в Китае, искусная резьба по дереву в Японии являются яркими образцами великолепия и разнообразия архитектурных стилей этого времени.

Готическое направление в архитектуре Средних веков появилось во Франции в XII веке. Исконно термин «готика» относился только к архитектуре. Главными новшествами архитектуры этого периода являются стрельчатая арка, крестовый свод, арочный контрфорс и ажурный декор на окнах. Все эти изобретения безусловно использовались и ранние, в других направлениях архитектуры Средних веков, но их комбинация была использована впервые и поэтому стала основой нового стиля в архитектуре.

Готическая архитектура - период развития западно- и центрально-европейской архитектуры, соответствующий зрелому и позднему Средневековью (с конца XII по начало XVI века). Готическая архитектура cменила архитектуру романской эпохи и в свою очередь уступила место архитектуре периода Возрождения.

Архитектура Нового времени

Архитектура Нового времени включает в себя архитектуру от Средних веков до начала Новейшего времени (с 1918-х годов). К архитектуре Нового времени можно отнести здания, построенные в таких направлениях как классицизм, барокко, рококо, ампир. Архитектура Нового времени выросла на культурных традициях предыдущих эпох. К этому времени мировому архитектурному наследию человечества уже были известны классицизм и барокко, романика и готика, ампир и рококо, и множество других направлений в таком виде искусства как зодчество.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века. Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранези. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции. В период, последовавший за наполеоновскими войнами, классицизму приходилось уживаться с романтически окрашенной эклектикой, в частности с возвращением интереса к средневековью и модой на архитектурную неоготику. В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Немецкие архитекторы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель застраивают, соответственно, Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и прочими общественными зданиями в духе Парфенона. Во Франции чистота классицизма разбавляется свободными заимствованиями из архитектурного репертуара ренессанса и барокко.

Архитектура Новейшего времени

Со временем в архитектуре Нового времени рубежа XIX-XX столетий выделилось пять основных направлений, которые можно отнести к модерну. Это романтизм (неоготика, неороманика), неоклассицизм, рационализм, иррационализм, «кирпичный стиль». В стиле модерн построены такие шедевры архитектуры Нового времени как дом компании «Зингер» в Санкт-Петербурге, Ярославский и другие вокзалы Москвы и т. п.

В архитектуре модерна есть ряд характерных черт, например, отказ от обязательных симметричных форм. В нем появляются новые формы, как, например, «магазинские окна», то есть широкие, предназначенные играть роль витрин. В этот период окончательно складывается тип жилого доходного дома. Получает развитие многоэтажное строительство. Бывали и такие случаи, когда наряду с удачными работами, например, подлинного югендстиля (ван де Вельде), в руках подражателей в угоду моде и из коммерческих соображений работа превращалась в пустое украшательство. Другие архитекторы, напротив, мало опирались на наследие прошлого, щеголяли свободой творчества и, в поисках новых решений, часто вступали на путь изобретательства.

Характеризовался появлением новых материалов и технологий. Продолжительность эпохи Возрождения в разных странах была различной. Но исторически кризис Ренессанса начался еще в начале 16 века. Тогда же в Италии зародился стиль барокко, для которого был характерен пространственный размах, использование сложных криволинейных форм и скульптур. Его продолжением стал стиль рококо, который не принес в архитектуру ничего нового, а использовал приемы барокко для достижения максимального декоративного эффекта.

8. Современная архитектура

Однако декоративные приемы уже в скором времени перестали привлекать архитекторов модерна. Со временем этот стиль изменяется, и в нем начинают преобладать недекорированные объемные формы. Принцип пользы и критерий функциональности доводятся до той черты, за которой начинается новая эпоха современной архитектуры со множеством направлений и движений. Их развитию способствовали поистине революционные достижения в строительных технологиях. Широкое применение железных конструкций и железобетона, стекла больших размеров, перемещение наружных несущих стен внутрь зданий (каркасное строительство) развязали руки архитекторам-новаторам, позволили им отказаться от прежних строительных норм и правил, открыли пути для смелых экспериментов.

Первым в строю современных архитектурных движений нужно поставить функционализм (в советской России у него было иное название - конструктивизм). Он возник в начале 20-х годов и увлек за собой архитекторов многих стран мира, невзирая на их политическую ориентацию. Функционализм демократичен, не требует больших материальных затрат и позволяет создать "больше жилплощади за те же деньги".

Функциональная составляющая зданий должна, прежде всего, определяться физиологическими и общественными потребностями человека. Архитекторы этого направления проектируют дома таким образом, чтобы обеспечить людям необходимые условия для комфортного проживания (или работы).

Ле Корбюзье, один из основоположников и мэтров современной архитектуры, выдвинул пять элементов, которые должны были стать основой для проектирования:

) открытые опоры-столбы, отрывающие здание от грунта,

) плоская крыша-терраса, превращенная в некое подобие садика,

) гладкие фасады,

) свободная планировка внутреннего пространства и

) ленточное остекление (вместо отдельных окон), идущее непрерывно вдоль всего фасада и таким образом улучшающее освещенность. Эти принципы очень широко вошли в практику современной архитектуры. Их применяли и применяют при строительстве как общественных зданий, так и частных домов.

Эстетическими постулатами функционализма становятся предельное упрощение форм (до куба, пирамиды, цилиндра), отказ от декорирования ("орнамент - это преступление") и стремление к минимальной обработке поверхностей: если дом построен из железобетона, его фасады оставляют необработанными и некрашеными, если из кирпича - его зачастую даже не штукатурят. Очень сдержано функционализм относится и к введению цвета в архитектуру. Предпочтение отдается серому бетонному либо белому цвету, чтобы дом "купался в солнечных лучах".

Функционализм - это движение за минимизацию буквально всего, что окружает человека - от фасадов до интерьеров и моделей одежды.

Вывод

Архитектурный стиль может определяться, как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции ). Понятие архитектурного стиля входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития, как совокупности главных идейно-художественных особенностей творчества мастера.

Развитие архитектурных стилей зависит от климатических , технических , религиозных и культурных факторов.

Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и ардеко).

Со сменой эпох происходит и изменения средств анализа и формирования интерьеров, восприятие от линейного и до многовекторного развития внутренних пространств зданий.

Со многими датировками я бы поспорил.
"Эпоха Возрождения дала миру величайшие купола, но с этого момента большие стили возникали уже не столько благодаря строительным новшествам, сколько в результате изменения самой картины мира"

В эпоху ренессанса и барокко появляются, или массово начинают использоваться (про возрождение ордерной системы уж не говорю): своды на распалубках и зеркальные своды, эллиптические арки, овальная планировка. криволинейные фасады, купола с двойной и тройной оболочкой. Про "изменение картины мира" как основную причину изменений в архитектуре даже комментировать не хочется.

Оригинал взят у vakin в Очень краткая история архитектуры

Родословная колонны, путешествия арки, тайная жизнь балок и стропил и другие приключения строительных конструкций

Около 4000 года до н. э.
Стоечно-балочная система

Дольмен Пулнаброн в Ирландии. 2005 год
SteveFE/Flickr

Простейшая архитектурная конструкция, известная с эпохи неолита. С древних времен и до наших дней применяется во всех зданиях, перекрытых плоской или двускатной крышей. В прошлом деревянные или каменные балки укладывали на столбы из того же материала — сегодня вместо природного камня используют металл и железобетон.

Около 2500 года до н. э.
Начало оформления колонн

Гробница фараона V династии Сахуры. Реконструкция Людвига Борхардта. 1910 год
Wikimedia Commons

Древнеегипетские зодчие остались верны стоечно-балочной системе, но придали смысл архитектурным формам. Колонны в их храмах стали изображать пальму, лотос или связку папируса. Эти каменные «заросли» рассказывают о загробном лесе, через который души умерших должны пробраться к новой жизни. Так архитектура стала изобразительным искусством. Позже делать из архитектуры огромную скульптуру стали и в Междуречье. Однако там предпочитали ваять быков, грифонов и других существ животного мира.

Около 700 года до н. э.
Складывание античного ордера

Храм Т в Селинунте. Рисунок Жака Игнаса Гитторфа. 1859 год
Wikimedia Commons

Греки сделали темой архитектуры как искусства саму архитектуру, точнее, рассказ о работе ее конструкций. С этого момента опоры стоечно-балочной системы не просто украшают здание, но и показывают, что они что-то поддерживают и что им тяжело. Они просят сочувствия зрителей и для убедительности подражают строению и пропорциям человеческой фигуры — мужской, женской или девичьей. Выстроенная строго логично система из поддерживающих и поддерживаемых элементов называется ордером (Ордер — (от лат. ordo) воинский строй, порядок.) . Обычно различают три главных ордера — дорический, ионический и коринфский — и два дополнительных — тосканский и композитный. Это момент рождения европейского зодчества.

Около 70 года н. э.
Начало широкого применения арочных конструкций

Колизей в Риме. Гравюра Джованни Баттисты Пиранези. 1757 год
Wikimedia Commons

Римляне начинают широко применять арки и арочные конструкции (своды и купола). Горизонтальная балка может треснуть, если она слишком длинная; клиновидные же части в арочной дуге при нагрузке не переламываются, а сжимаются, а разрушить камень давлением непросто. Поэтому арочными конструкциями можно перекрывать гораздо большие пространства и нагружать их значительно смелее. Вместе с тем, освоив арку, архитекторы Рима не стали сочинять новый архитектурный язык взамен древнегреческого. Стоечно-балочная система (то есть колонны и поддерживаемые ими элементы) осталась на фасадах, но теперь часто не работала, а лишь украшала здание. Таким образом, римляне сделали ордер декором.

318 год
Возвращение раннехристианских зодчих к деревянным стропильным перекрытиям

Базилика Святого Петра в Риме. Реконструкция Генри Уильяма Брюэра. 1891 год
Wikimedia Commons

Падение Западной Римской империи обрушило экономику тех территорий, которые мы сегодня называем Западной Европой. Средств на строительство каменных перекрытий не хватало, хотя потребность в больших зданиях, прежде всего в храмах, была. Поэтому византийским строителям пришлось вернуться к дереву, а с ним — и к стоечно-балочной системе. Из дерева делались стропила — конструкции под кровлю, где часть элементов (подкосы) согласно законам геометрии работает не на излом, а на разрыв или сжатие.

532 год
Начало применения византийскими зодчими купола на парусах

Купол Софийского собора в Константинополе. 2012 год
Hochgeladen von Myrabella / Wikimedia Commons

Технологический прорыв византийской архитектуры — постановка изобретенного еще в Древнем Риме купола не на круглые стены, замыкающие внутреннее пространство, а на четыре арки — соответственно, всего с четырьмя точками опоры. Между арками и подкупольным кольцом образовывались двояковогнутые треугольники — паруса. (В храмах на них чаще всего изображаются евангелисты Матфей, Лука, Марк и Иоанн — четыре опоры церкви.) В частности, благодаря этой конструкции православные церкви имеют привычный для нас вид.

Около 1030 года
Возвращение к строительству арочных сводов в архитектуре романики

Шпайерский собор в Германии. Рисунок Августа Эссенвейна. 1858 год
Wikimedia Commons

К началу второго тысячелетия нашей эры в Европе стали складываться могущественные империи, и каждая считала себя наследницей Рима. Возродились и традиции римского зодчества. Величественные романские соборы снова перекрывались арочными конструкциями, похожими на античные, — каменными и кирпичными сводами.

1135 год
Готические архитекторы придают арочным конструкциям стрельчатые очертания

Собор Святого Креста в Орлеане
Renaud Camus / Flickr

У арки и арочных конструкций есть один серьезный недостаток. Они стремятся «разъехаться». До готики архитекторы боролись с этим эффектом, строя толстые стены. Затем был найден другой прием: арки и своды стали делать стрельчатыми. Конструкция такой формы давит больше вниз, на опоры, чем в стороны. Кроме того, с боков эта система подпиралась специальными «мостиками» — аркбутанами, которые перекидывались от отдельно стоящих столбов — контрфорсов. Так стены освобождались от всякой нагрузки, делались легкими или даже исчезали, уступая место стеклянным картинам — витражам.

1419 год
В эпоху Ренессанса, барокко и классицизма стили формируются вне зависимости от новизны применяемых конструкций

Вид на площадь Святейшего Благовещения. Картина Джузеппе Дзокки. XVI век
На площади находится портик Оспедале-дельи-Инноченти («Приют невинных») архитектора Филиппа Брунеллески (1419-1445 годы).
christies.com

Эпоха Возрождения дала миру величайшие купола, но с этого момента большие стили возникали уже не столько благодаря строительным новшествам, сколько в результате изменения самой картины мира. Ренессанс, маньеризм, барокко, рококо, классицизм и ампир родились скорее благодаря философам, теологам, математикам и историкам (и в какой-то степени тем, кто ввел в моду галантные манеры), чем изобретателям новых конструкций перекрытий. Вплоть до эпохи промышленной революции новшества в строительных технологиях перестают быть определяющим фактором в смене стилей.

1830 год
Начало «железнодорожной лихорадки» привело к массовому применению в строительстве металлических конструкций

Запуск железной дороги Ливерпуль — Манчестер. Рисунок А. Б. Клейтона. 1830 год
Wikimedia Commons

Рельсы, поначалу предназначавшиеся только для железных дорог, оказались идеальным строительным материалом, из которого легко создаются прочные металлические конструкции. Бурное развитие наземного парового транспорта способствовало росту мощностей металлопрокатных производств, готовых предоставить инженерам любое количество швеллеров и двутавровых балок. Из таких деталей и сегодня делаются каркасы высотных зданий.

1850 год
Стекло становится полноправным строительным материалом

Хрустальный дворец в Гайд-парке. Рисунок Филиппа Браннана. 1850-1851 годы
Victoria and Albert Museum

Фабричное производство оконного стекла больших размеров позволило отработать технологии строительства сначала больших оранжерей, а затем и грандиозных зданий иного назначения, в которых либо все стены, либо крыши делались стеклянными. Сказочные «хрустальные дворцы» начали воплощаться в реальности.

1861 год
Начало промышленного применения железобетона

Чертеж дома Франсуа Куанье из ноябрьского номера журнала L"Ingénieur за 1855 год
histoire-vesinet.org

Попытки упрочнить бетон предпринимались еще в Древнем Риме; металлические стержни для армирования перекрытий начинают активно применять с начала XIX века. В 1860-х годах садовник Жозеф Монье в поисках средства сделать садовые кадки более прочными случайно обнаруживает, что, если в бетон заложить металлическую арматуру, прочность получившейся детали возрастает многократно. В 1867 году открытие было запатентовано, а затем продано профессиональным инженерам, разработавшим методы применения этой новейшей технологии. Однако предприимчивый садовник был лишь одним из нескольких отцов новой строительной технологии. Например, в 1853 году во Франции инженер Франсуа Куанье построил дом целиком из железобетона, а в 1861 году опубликовал книгу о его применении.

1919 год
Соединение всех технологических возможностей в новом
«современном» стиле

Павильон «Эспри нуво» Ле Корбюзье в Париже. Открытка 1925 года
delcampe.net

В своем манифесте в журнале «Эспри нуво» один из лидеров архитекторов-модернистов Ле Корбюзье формулирует пять принципов современной архитектуры, которые возвращают ее к античным идеалам — не внешне, но в главном: образ здания опять стал правдиво отражать работу конструкций и функциональное назначение объемов. К началу XX века декор на фасадах стал восприниматься как обман. Появилась потребность обратиться к истокам, брать пример с древнегреческих храмов, правдиво рассказывавших о работе конструкций. Однако теперь перекрытия делались из железобетона, смысл применения которого в том, что там, где деталь работает на излом, замурованная в ней арматура сопротивляется разрыву. Поэтому современные конструкции могут перекрывать пролеты почти любой ширины. Теперь здания смогли совсем лишиться колонн, украшений, смогли иметь сплошное остекление, то есть обрести привычный нам «современный вид». 

Прогуливаясь по старинным улочкам какого-нибудь населенного пункта, в который раз убеждаешься, что архитектура исторического города - искусство. 9 класс - это время, когда каждый школьник имеет возможность изучить интересный курс «Мировая художественная культура». Как раз в его рамках и происходит знакомство с этой темой. Чем особенна архитектура исторического и современного города? Об этом пойдет речь в нашей статье.

Город и градостроительство

Город - это величайшее творение человеческого разума, главный двигатель в развитии любого региона, страны, государства. Именно в городах концентрируются самые гениальные умы, которые генерируют новые идеи и изобретения.

Город отличается от других населенных пунктов рядом определенных характеристик. Их изучением занимается наука урбанистика. А вот теория и практика планировки, а также застройки городов - это уже поле интересов градостроительства.

Градостроительство - это деятельность по разработке и созданию городских систем, их реконструкции и улучшения жизненного пространства человека.

Архитектура исторического города ("Искусство", 9 класс)

Что такое «исторический город»? Каковы его характерные черты и чем он отличается от современного?

Закон «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры» трактует это понятие так: исторический город - это селение, в котором находится большое количество объектов культурного наследия. Это могут быть древние археологические стоянки, скульптурные памятники, и элементы старинной застройки.

В исторических городах, как правило, расположены многочисленные культурные объекты, имеющие для общества определенную ценность: историческую, эстетическую и т. д. Еще одна отличительная черта таких поселений заключается в том, что в их пределах сохранена старинная (историческая) планировка улиц и площадей.


Важно отметить, что исторический город - это не только архитектура и но еще и его население. То есть люди со своим набором традиций, обычаев, взглядов на жизнь. Обращение к данному термину позволяет рассматривать конкретный город как исторический, национальный и региональный феномен.

Тема «Архитектура исторического города» изучается в 9 классе средней школы, в рамках курса «МХК» (мировая художественная культура).

В России на сегодняшний день насчитывается 41 населенный пункт со статусом исторического города. Среди них - Москва, Санкт-Петербург, Владимир, Дербент, Кострома, Суздаль и другие.

Архитектура исторического города: главные особенности

Архитектура - это самый полезный вид искусства. Человек начал строить для себя жилища еще с самых древних времен. Для этого он использовал те материалы, которые были в наличии в определенной местности. В целях безопасности селения обносили валами или стенами, плетеными оградами.

Архитектура исторического города на Западе существенно отличается от планировки восточных или Последние максимально органично вписывались в природный ландшафт, тесно привязываясь к окружающей сельской местности. При этом важным фактором при выборе места для будущего города отводилось эстетическому аспекту. Ведь в древних летописях нередко можно встретить подобные изречения: «…и виде место красно, и возлюбив его, да сожижет на нем градец».

Определенными особенностями отличается и архитектура исторического города на Востоке. В центре восточного поселения обустраивалась площадь с мечетью и медресе - школой для подготовки учителей и служителей. Важное место в планировке города также отводилась караван-сараю - месту для уличной торговли.

Планировка европейских исторических городов

Традиции градостроительства во времена Античности, Средневековья и Возрождения были разными. Ярким примером античного города в Европе можно считать В те далекие времена любой населенный пункт начинался с возведения на возвышенном месте пышного храма. Вокруг этого святого холма прокладывались улицы, расположение которых было прямоугольным.

Типичный средневековый город - это селение, огражденное мощными укреплениями с зубчатыми стенами и рвами, наполненными водой. В центре такого города-крепости строился кафедральный собор и главная ратуша.


В эпоху Возрождения города строились по новой схеме. Улицы располагались перпендикулярно друг к другу, а в конце самых главных из них обязательно размещались какие-либо выдающиеся или целые ансамбли величественных зданий. Кстати, именно по такому алгоритму был построен российский город Санкт-Петербург.

Особенности архитектуры современного города

В современной архитектуре используются совершенно новые принципы и формы организации свободного пространства. Так, в начале ХХ века появились новые стили в зодчестве - конструктивизм и функционализм, которые стремились к максимальному упрощению зданий и сооружений.


Сегодня в городах возводятся типовые и очень похожие друг на друга жилые дома. Если раньше в городах самыми высокими были шпили готических соборов, то сегодня это офисные башни из стекла и бетона. Новые строительные материалы позволяют максимально облегчать все возводимые конструкции.

Как влияет современная архитектура на эмоциональное и психическое состояние человека? Многие ученые утверждают, что крайне негативно, подчеркивая, что она уже полностью утратила свой статус в духовной и эстетической сфере человеческой жизни. Действительно, очень сложно наслаждаться архитектурой XXI века. Безликие серые строения, транспортные пробки, длинные бетонные заборы, острый дефицит растительности - все это, по мнению психологов, создает неблагоприятную, агрессивную среду для жизни человека.


Заключение

Теперь вы знаете, чем же отличается архитектура исторического города. «Искусство в камне и объеме» - вот как поэтично описывается процесс строительства городов и селений. Это действительно искусство, требующее существенных творческих усилий и больших знаний.

Архитектура исторического города (9 класс) - необычайно интересная тема. Процесс планировки и строительства населенных пунктов существенно отличался в разные исторические эпохи.

Лучшие статьи по теме