Тренды дизайна. Квартира. Стили. Материалы. Напольные покрытия
  • Главная
  • Стили
  • Архитектура вены модерн. Калянец aka Николай Эдельман

Архитектура вены модерн. Калянец aka Николай Эдельман

Сецессион - Sezession. Выставочный зал Венский Сецессион возвёл в 1898 - 1899 году архитектор Йозеф Мария Ольбрих (Joseph Maria Olbrich) для объединения на одной выставке работ группы художников с таким же названием, к которой он принадлежал и сам - Сецессион . Весьма примечательный элемент архитектуры выставочного зала - купол-шар из 3000 золотых лавровых листьев и 700 ягод , который среди жителей получил прозвище "золотая капуста". Надпись на фасаде гласит: "Каждому времени – своё искусство, каждому искусству – свободу". Греческие элементы придают ему вид некого "храма искусства", рационалистическая простота формы в нём сочетается с необычными, даже мистическими изображениями и символами. Внутри - знаменитый, скандальный и огромный "Бетховенский фриз" Макса Клингера (1902).

Сецессион - от лат. secessio - отход, отделение, обособление - название ряда немецких и австрийских художественных обществ конца XIX - начала XX веков, представлявших новые течения в искусстве как оппозиция искусству академическому. Венский Сецессион, получивший название «сецессионстиль» (Sezessionsstil), возник в 1897 году. Это название было дано объединению молодых художников после отделения творческой группы из 19 человек от Союза художников Австрии. Деятельности венского Сецессиона был посвящен журнал Ver Sacrum ("Весна священная"). Неформально движение возглавлял художник Густав Климт.

Архитектура выставочного зала Сецессион, если даже не иметь в виду знаменитый купол, любопытна благодаря некоторым деталям. На фасаде здания – орнаменты работы Ольбриха с изображениями сов на стенах снаружи; три головы Медузы Горгоны на фасаде. Совы и Горгона – это символы богини Афины Паллады, олицетворяющие победу, мудрость и ремёсла. У восточной стены стоит колесница Марка Антония, запряжённая бронзовыми львами. Название журнала Ver Sacrum такими же золотыми буквами увековечено на белоснежной стене. В целом зал сам по себе является одним из самых значительных произведений искусства венского стиля модерн (jugendstil). А листочки, конечно, не золотые - а железные. Просто позолоченные...

В 1902 году здесь проводилась 14 выставка, посвященная великому Бетховену. Скульптор Макс Клингер к её открытию представил новую работу – статую Бетховена. Композитор был изображён Клингером в образе божества. Густав Климт написал для выставки свой знаменитый цикл панно "Бетховенский фриз" (Beethovenfries). Этот цикл был задуман как воплощение последней симфонии Бетховена. Настенный фриз длиной более 34 метров и площадью 70 кв. метров на тему Девятой симфонии Бетховена, наряду с восхищением вызвал также серьезную критику из-за своей наглядности и откровенных эротических изображений. Во время выставки Бетховенский фриз находился на левом продольном нефе главного помещения Сецессиона, в 1903 году его сняли со стены. Фриз был недоступен для публики в течение многих лет. С 1973 года фриз является собственностью Австрийской Республики, а с 1986 года снова находится в галерее Сецессион, в специально созданном для этого помещении на нижнем этаже музея.

После смерти ведущих членов объединения "Венский Сецессион" и падения монархии Габсбургов творческий союз распался. В Первую Мировую в зале базировался военный госпиталь. Во Вторую Мировую зал был сильно разрушен. Возрождение Союза свободных художников произошло в 1945 году. Восстановительные работы в Сецессионе продолжались до конца 70-х годов XX века.

Главное помещение галереи White Cube имеет стеклянную крышу и белые стены. В кабинете графики на втором этаже и галерее на нижнем этаже, состоящей из трех залов, так же организуются выставки. Также там устраиваются эстетические, художественные, культурные и общественно-критические дискуссии.

В год там проходит 10-15 выставок. Программа составляется членами правления объединения художников по демократическому принципу и на основе художественных критериев. Демонстрируются работы молодых и уже утвердившихся в мире современного искусства мастеров. Финансирование выставок осуществляется на одну треть из государственного бюджета Австрии, одна треть поступает из средств частных спонсоров, а еще одну треть составляют кассовые сборы галереи.

Со вторника по воскресенье Сецессион открыт с 10:00 до 18:00, а в понедельник там выходной. Цена взрослого билета €9,00. Доехать можно по линиям метро U1, U2, U4 до станции Karlsplatz; трамваям 62 до Wien Karlsplatz, автобусом 566 до Wien Secession.

Friedrichstraße 12А
secession.at‎
Пока нет...

Раз уж пошла такая пьянка сложилась такая традиция, сделаю подборку некоторых архитектурных сооружений Вены в стиле модерн. Он же - ар-нуво, он же - югендштиль, он же - сецессион, как, собственно, это направление и называлось в Вене, которая считается одним из его главных центров и мест его зарождения. Не то что бы модерн встречается в Вене на каждом шагу, но все же его там достаточно много, есть на что поглядеть.

Главное здание венского сецессиона - это тот самый "Сецессион" и есть, то есть здание, построенное в 1898 г. для выставок нового художественного объединения, отколовшегося от основного мэйнстримного течения (отсюда и название "Сецессион" - отделение, раскол), и поначалу возглавлявшегося небезызвестным Густавом Климтом. К сожалению, собственноручного снимка Сецессиона у меня нет - мы оказывались около него только в темное время суток. Поэтому для репрезентативности выложу снимок, утащенный из "Википедии".

Ироничные венцы тут же обозвали здание "Золотой капустой". Сейчас там проводятся временные выставки, и лишь в подвале постоянно экспонируется странноватый "Бетховенский фриз" работы того же Климта.

(Кстати сказать, я еще не видел города, который в сувенирной и прочих сферах был бы так узко зациклен всего на трех персонажах из своей богатой истории. Куда ни пойдешь, в какую сторону ни бросишь взор, всюду только трое - Моцарт, императрица Сисси и Климт. Как будто больше никого у них не было. Хоть бы Штрауса какого вспомнили, или того же Фрейда...)

Модерн на центральной торговой улице Вены - Грабен (что означает "ров").

То же, покрупнее.

То же, еще крупнее.

Соседний дом.

Дом с гусаром на коне на углу Грабен и другой крупной улицы - Кольмаркт.

На Кольмаркт.

Кольмаркт выходит на площадь Михаэлерплатц, на которой стоит это здание, одна из главных архитектурных достопримечательностей Вены - радикальный "дом без бровей", построенный в 1909 г. архитектором Адольфом Лоосом. Дом, возведенный прямо напротив дворца Хофбург - резиденции императора Франца-Иосифа - настолько шокировал престарелого кайзера, что тот отказывался выглядывать в окна, выходящие в ту сторону. Пойдя навстречу императору и общественному вкусу, к фасаду дома приделали ящики с цветами - изначально он выглядел еще радикальнее.

А вот это что за украшательство, на соседней Кертнерштрассе, я даже не берусь сказать...

Самое большое в Вене витринное окно.

Где-то в центре города.

Красивый дом на углу Ронтентурмштрассе.

Неоготика на улице Богнергассе.

Рядом - вот такая аптека.

Одна из главных достопримечательностей венского модерна - часы Ankeruhr на площади Хоэр-Маркт. Фигуры, выдвигающиеся каждый час, изображают разных персонажей венской истории. А в полдень, говорят, выезжают все 12 разом.

Потолок арки под этими часами.

Там же.

Это, пожалуй, уже ар-деко...

Станция метро "Шенбрунн". Станции венского метро на рубеже XIX-XX вв. строил главный венский архитектор того времени Отто Вагнер (а может, не только он).

Симпатичный дом на площади Шварценбергерплатц.

Рядом, в начале улицы Реннвег - еще два дома постройки Отто Вагнера. А напротив них - воздвигнутый в 1945 г. памятник солдатам Красной армии.

Станция метро Kettenbruckengasse. Тоже Отто Вагнер.

Рядом - еще два его творения. Это...

И вот это, так называемый "майоликовый дом".

По соседству - здание страховой компании австрийских железных дорог, которым я и завершу эту подборку.

Здание венского Сецессиона и Бетховенский фриз Густава Климта - объекты мирового художественно-исторического наследия, а также важнейшие произведения Югендстиля.
«Венский Сецессион» играл большую роль в художественной жизни Австрии. Это объединение художников было основано 3 апреля 1897 года Густавом Климтом, Коломаном Мозером, Йозефом Хоффманном, Йозефом Марией Ольбрихом, Максом Курцвайлем, Эрнстом Штёром, Вильгельмом Листом, Йозефом Энгельгартом и другими. Первым президентом Сецессиона стал Густав Климт. Само название (сецессион - раскол) вызвано протестом против традиционного искусства венского Дома Художников, где царил консерватизм, ориентированный на историзм. Девизом художественной группы стали слова, которые сегодня можно прочесть над входом в здание Сецессиона: «Каждому времени - своё искусство, каждому искусству - своя свобода».



В 1898 году по проекту Иозефа Марии Ольбриха был построен выставочный павильон - «Дом Сецессиона». Архитектору удалось создать уникальное творение - белый с позолотой «храм искусства», который не может не восхищать. Компактное, кубической формы здание, украшено пластическим цветочным орнаментом, без особых декоративных излишеств. Удивительно сильное впечатление производит золотой шар, венчающий здание, - металлическая ажурная корона, в которой листья лавра являются символом искусства.


Иозеф Мария Ольбрих



















Значительной заслугой Сецессиона была его выставочная политика: устраивались выставки для молодых австрийских художников, пишущих в новом стиле, а также в Вену привлекались лучшие современные зарубежные художники. Ежегодно проводилось по 12-15 выставок, первая выставка Сецессиона состоялась в 1898 году. Благодаря этому, Вена познакомилась с творчеством таких мастеров, как Винсент Ван Гог, Фердинанд Ходлер, Чарльз Ренни Макинтош, Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Эдвард Мунк, Поль Синьяк, Огюст Роден, Анри де Тулуз-Лотрек, Эдгар Дега и многие другие.
Особую известность получила XIV выставка Сецессиона 1902 года. Эту выставку сецессионисты задумали как единое произведение искусства, посвященное Людвигу ван Бетховену. Выставка стала неким мемориалом великому немецкому композитору, включавшим живопись, скульптуру и музыку - оркестр Венской оперы под руководством Густава Малера исполнял четвертую часть Девятой симфонии Бетховена.
Йозеф Хоффманн отвечал за подготовку к выставке интерьера здания «Дома Сецессиона». Чтобы создать максимально нейтральный фон, он использовал голые бетонные конструкции, выкрашенные в белый цвет.
Центральное место в экспозиции выставки занимала скульптура Бетховена работы Макса Клингера. В своей работе Клингер использовал самые разные материалы: белый и цветной мрамор, гипс, бронзу, слоновую кость - представив великого композитора в образе божества.









Именно для этой выставки Густав Климт создал свой знаменитый «Бетховенский фриз», который называется «Тоска по счастью». Возможно, художник, задумал его как символическое перевоплощение последней симфонии Бетховена. Фриз перекликался по манере со скульптурой Клингера - помимо красок, Климт использовал серебро и позолоту, осколки зеркал, гвозди и пуговицы.
Первоначально предполагалось, что фриз временный и будет экспонироваться только во время выставки, поэтому художник создавал его с тем расчетом, чтобы потом всю композицию было возможно снять.



Густав Климт






Фриз имеет 34.14 метров в длину и состоит из 3 частей: средняя - 6.30 метров и две боковые панели по 13.92 метров каждая.
Первая длинная стена: «Тоска по счастью» (плывущие гении; страдающее человечество; рыцарь в сияющих доспехах).





Торцовая стена: «Враждебные силы» (три горгоны; слабость, безумие и смерть; сладострастие, несдержанность и похоть).






Вторая длинная стена: «Этот поцелуй всему миру» (поэзия; искусства; хор ангелов).









После окончания выставки «Бетховенский фриз» сняли, и в 1903 году один из покровителей движения Сецессион, Карл Райнингхаус, выкупил его. В 1915 году Карл Райнингхаус продал фриз промышленнику коллекционеру Августу Ледереру. В 1936 году Август Ледерер умер, и законным наследником «Бетховенского фриза» стал Эрих Ледерер. В 1938 году семья Ледерера, наряду с очень многими еврейскими семьями, была лишена имущества, фриз стал государственной собственностью и хранился в складе грузовой компании в Вене. В декабре 1943 года «Бетховенский фриз» из-за опасности воздушных налетов был вывезен из Вены в Замок Тюрнталь около Фельса-на-Ваграме.
Хотя в 1950-е годы Эрих Ледерер был восстановлен в правах собственности, и получил часть своей коллекции произведений искусства, которая не была потеряна или разрушена в войне, - для «Бетховнского фриза» был установлен запрет на экспорт. Частые транспортировки и несоответствующее хранение нанесли серьезный ущерб произведению Климта. С начала 1960-х годов, из-за упомянутого запрета и все более и более срочной потребности реставрации фриза, Ледерер решил продать шедевр. Начались длительные переговоры, и ситуация разрешилась только в 1973 году. Потребовались не только многочисленные оценки экспертов, но и личное вмешательство федерального канцлера Бруно Крайского, прежде чем состоялась покупка фриза австрийским правительством за пятнадцать миллионов шиллингов, и произведение стало частью коллекции Австрийской Галереи.
Непосредственно после покупки начались реставрационные работы и продолжались десять лет. Полностью восстановленный «Бетховенский фриз» был представлен публике в 1985 году на выставке «Мечта и действительность - Вена 1870-1930» в Кюнстлерхаусе. Затем начались длительные дебаты о том, где постоянно будет экспонироваться это произведение. Наконец был предпочтен «Дом Сецессиона», который к этому времени являлся выставочным залом современного искусства. (Во время войны Сецессион был почти разрушен, и восстановительные работы шли до конца 1970-х годов). С 1986 года «Бетховенский фриз» стал доступен для публики.








В апреле 2008 года «Бетховенский фриз» Густава Климта был вновь отреставрирован, а позже представлен на выставке в британской галерее Тэйт, Ливерпуль.

Современный интерьер в духе сецессиона.
Автор проекта: Наталья Куретнева (студия интерьера «Доминанта»)


Квадратное кресло из кожи, прошитой квадратами, нередко можно увидеть в современном интерьере, принадлежащем какому-нибудь «продвинутому пользователю», почитателю высокого авторского дизайна. Это кресло-кубик так и называется - Cubus. Спроектировал его в далеком 1910-м году Йозеф Хоффман, мэтр венского модерна.

Позвольте, модерн? Но есть ли здесь что-нибудь хотя бы отдалённо похожее на текучие природные линии модерна , ар нуво, либерти (как этот модерн называли в разных странах)? На плавные изгибы волн и вьющихся растений? На лестницу в особняке Шехтеля? Или на вышивку «Удар бича» Германа Обриста? (Пример, давно ставший хрестоматийным.) Ничего!


Кресло Cubus (слева) и Йозеф Хоффман (справа)

И здесь нет никакой ошибки - венский модерн , или сецессион , - проявлял себя в характерных жёстких геометрических формах, отчего у себя на родине и получил название quadratstil - «квадратный стиль ». (Позже мы обнаружим похожие в творчестве архитекторов-функционалистов - группы «Баухаус» в Германии, Ле Корбюзье во Франции и их последователей по всему миру.)

Йозеф Хоффман, организатор «Венских мастерских», в которых на заказ могли спроектировать всё - от дома «для тех, кто это может себе позволить» до авторского кресла и от кресла до эксклюзивной брошки - был учеником знаменитого архитектора Отто Вагнера. Тот построил немало зданий в новом для своего времени стиле и за 20 лет преподавания в Венской Академии художеств (с 1894-го по 1914-й) взрастил немало последователей. Его архитектура - характерный пример венского модерна. Например, комплекс из трех домов, центральный из которых - собственный дом архитектора. Если дом, стоящий слева, спроектирован вполне в духе рационализма, который исповедовал Вагнер, то есть вполне «квадратный» и абсолютно лишённый украшений, то собственный его дом - в основе такой же «прямоугольный», однако с лепным декором в духе эклектики: изящными арабесками и скульптурой .


Комплекс из 3-х домов по проекту Отто Вагнера (слева). Портрет Отто Вагнера (справа)

У Вагнера были собственные доходные дома, построенные по его же проектам. В архитектуре этих многоквартирных зданий уже много общего с типичными домами-коробками ХХ века, но что их отличает, так это изящный продуманный декор, наложенный на плоскость фасада - гипсовая лепнина или майолика. Например, так называемый «дом с подтяжками» - подтяжками остроумные современники Вагнера прозвали вертикальные полосы гипсового декора (на этом примере прекрасно видны вертикальное членение фасада и общая «прямоугольность» архитектурного решения). Или, например, дом с золочёными пальмовыми листьями и медальонами. Плоскость дома словно покрыта золотыми украшениями. Однако вместо кесарей древности на стилизованных «монетах» - современные люди, изображённые в романтическом ключе - «герои нашего времени».


"Дом с подтяжками" Отто Вагнера


Доходный дом по проекту Отто Вагнера

Похожие приёмы мы встретим в живописи Густава Климта (1862-1918)- центральной фигуры венского сецессиона. У него огромное наследие, но он широко известен публике благодаря своей картине «Поцелуй», которая до сих пор широко тиражируется. Искусствоведы считают, что на художника повлияло искусство византийской эпохи, а с другой стороны, старинная японская графика. На картине видно, как фигуры влюблённых словно уходят в плоскость полотна, густо покрытую золотом с орнаментом в виде символических знаков. На наших глазах они, так сказать, «становятся легендой». История, рассказанная художником, приобретает вневременное значение и уже тянет на миф.


Портрет Густава Климта (слева). Картина «Поцелуй» Густава Климта (справа)

В среде профессионалов, связанных с дизайном интерьера , популярно так называемое климтовское дерево: до сих пор в интерьерах, стилизованных в духе начала ХХ века, нет-нет оно где-нибудь да «прорастёт»: в витраже, мозаике, гипсовом панно, на поверхности мебели…


Густав Климт: Панно для столовой дворца Стокле: Ожидание - Древо жизни - Свершение

И дерево, и фигуры, очень похожие на фигуры в «Поцелуе», существуют в одном историческом интерьере в Брюсселе - на мозаичном панно в обеденном зале дома Стоклё. Промышленник и меценат Стоклё заказал это панно Климту как самому современному и передовому, по его мнению, художнику. Климт постарался выразить в этой работе идеи сецессиона так, как понимал их он: интерьер - штучный, живопись - очень декоративная, и при этом глубокая, многоуровневая. Картину (или панно) можно «читать», о нём можно размышлять, и, кстати, это отличный повод для беседы с гостями! (Наверняка приёмы семьи Стокле проходили нескучно: ведь Климт в этой своей работе задал все темы, которые обычно обсуждают на званых ужинах - и для серьезного первого блюда, и для легкомысленной чашечки кофе в финале.) Кроме Климта, в декоре интерьеров принимали участие многие художники «Венских мастерских», в том числе Коломан Мозер, Елена Маковская, Франц Метцнер. Сам же дом в духе «квадратного» стиля венского сецессиона спроектировал глава «Венских мастерских» Йозеф Хоффман. Сегодня дом Стоклё по праву называют музеем сецессионизма.


Интерьер обеденного зала дворца промышленника Стокле в Брюсселе


Дворец Стокле. Брюссель. Бельгия

Венский сецессион - содружество архитекторов и художников, призывавших к отказу от историзма и вообще всяческого консерватизма. Оно было основано в 1897 году Густавом Климтом, Коломаном Мозером, Йозефом Хоффманом, Йозефом Марией Ольбрихом (и другими). Характернейший образец архитектуры и декора эпохи и стиля - собственно Дом венского сецессиона (1897—1898), построенный по проекту Ольбриха. Дом удивлял своим видом современников, так как, во-первых, знаменовал собой полный отказ от ордерной системы в архитектуре, а во вторых, был украшен куполом в виде кованого лаврового дерева, затейливым гипсовым декором и надписью «Var Sacrum» («Весна священная»). Так назывался выпускаемый сообществом журнал, а кроме того, название содержало намек на избранность членов сообщества и на «священную» новизну того, чем они занимались. По их представлению, они переживали рождение нового дизайна. Да так оно и было.


Портрет Йозефа Ольбриха (слева). Дом венского Сецессиона(справа)



Дом венского Сецессиона

Ещё по теме

По ориентирам. Лепнина как средство навигации в современном интерьере.

В одной из последних статей нашего блога - «Чертоги хипстера» - мы рассмотрели один из типов модного современного интерьера, который строится на контрасте классического и остро модного, традиционных предметов и подходов и дизайнерских, ломающих стереотипы. Закончив разговор на самом интересном, мы обещали вернуться к вопросу о том, как лепной декор помогает выстроить «логистику» передвижения взгляда в одной отдельно взятой комнате и - шире - как он вообще может задать направления перемещения по квартире, как он работает вместе с другими средствами декора. Возвращаемся!

Когда будете гулять в районе Карлсплац, ваш взгляд привлечет необычное здание Сецессиона в стиле модерн, эдакий куб с золотым шаром наверху. Это галерея, где проводятся выставки современного искусства. Главный экспонат – Бетховенский фриз.

Архитектура в стиле венского модерна

Венский сецессион – это галерея, где проводятся выставки современного искусства. Современная художественная программа выставок гармонирует со зданием Сецессиона, архитектура которого функциональна, эстетически элегантна, актуальна и символизирует перемены.

В 1898 году Ольбрих разработал проект галереи, ставшей архитектурным манифестом идей нового объединения художников, цель которого была посвятить себя модернизму. Задуманный как «храм искусства» раннего модернизма, Сецессион является одним из самых значительных произведений искусства венского стиля модерн (Jugendstil).

Купол Сецессиона изготовлен из 3000 позолоченных железных лавровых листков. На боковых фасадах галереи – изображения сов, а над входом – три головы Горгоны и девиз «Времени - его искусство, искусству - его свободу». Совы и Горгона – это символы богини Афины Паллады, олицетворяющие победу, мудрость и ремёсла. Следуя девизу, расположенному на фасаде, Сецессион организует выставки, носящие интернациональный характер и отражающие современные формы художественного выражения.

Архитектурная здания предоставляет различные возможности его использования. Художники рассматривают эти возможности как трудную, но увлекательную задачу, что приводит к рождению новых художественных идей и возникновению проектов, разработанных специально для галереи Сецессион.

Главное помещение галереи White Cube имеет стеклянную крышу и белые стены. Это вдохновляет на реализацию различных художественных идей. В кабинете графики на втором этаже и галерее на нижнем этаже, состоящей из трех залов, так же организуются выставки.

В галерее проходят эстетические, художественные, культурные и общественно-критические дискуссии. Сецессион является важнейшим форумом для молодых, открытых для экспериментов, художников. В то же время, галерея включает в себя и работы выдающихся, уже утвердившихся в мире искусства мастеров.

Объединение художников Венского сецессиона является старейшей в мире независимой галереей, выставки которой посвящены исключительно современному искусству. В год проходит 10-15 выставок. Программа составляется членами правления объединения художников по демократическому принципу и на основе художественных критериев. Финансирование выставок осуществляется на одну треть из государственного бюджета Австрии, одна треть поступает из средств частных спонсоров, а еще одну треть составляют кассовые сборы галереи.

Объединение Сецессион

Объединение Сецессион было основано в 1897 году и другими художниками, отделившимися от консервативного Дома художников в Вене. Климт стал первым президентом объединения, среди основателей которого были художники Коло Мозер и Карл Молль, архитекторы Йозеф Хофман и Йозеф Мария Ольбрих.

Важную роль в сецессионистском движении играл издаваемый объединением журнал по вопросам искусства – Ver Sacrum («Весна священная»). Его название золотыми буквами начертано на фасаде галереи.

В момент основания Сецессиона объединение произвело сенсацию своим оформлением выставок, которое стремилось к единению выставки и выставочного зала и представляло собой синтез всех художественных дисциплин: архитектуры, живописи, скульптуры, графики и художественного оформления.

Лучшие статьи по теме