Тренды дизайна. Квартира. Стили. Материалы. Напольные покрытия
  • Главная
  • Стили
  • Таблица название архитектурного стиля отличительные признаки. Периоды архитектурных стилей

Таблица название архитектурного стиля отличительные признаки. Периоды архитектурных стилей

Среди основных архитектурных стилей традиционно выделяют следующие:

X–XII вв. Романский стиль. Англосаксоны называли его нормандским. Здания в романском стиле лаконичны, лишены декора и тщательно вписаны в окружающий природный ландшафт. Во внутренних интерьерах - минимальные удобства. Нормандские замки - настоящие крепости, с окнами-бойницами, узкими лестницами и многочисленными защитными сооружениями.

XII–XV вв. Готика. Архитектура данного периода средневековья формировалась под влиянием церкви, что привело к созданию зданий со стрельчатыми сводами и арками, высокими шпилями башен, использованием резьбы как декора стен, установке витражных окон. Готическая архитектура - это точное следование вертикали.

Начало XV - XVI вв. Ренессанс. Стиль Возрождения зародился в Италии, а затем распространился по всей Европе, причем в каждой из стран Ренессанс имел отличительные особенности. Из античной архитектуры была взята ордерная система, этажи подчинены строгой горизонтальности, основные геометрические формы - квадрат, куб и прямоугольник. Стиль Возрождения - это начало использования декоративной штукатурки, новых строительных материалов (терракота, майолики и глазурованного кирпича), многообразие орнаментного декора.


XVI - середина XVIII вв. Барокко. Основателем архитектурного стиля, пришедшего на смену Ренессансу, считается Микеланджело Буонарроти. Характеризуется роскошным декором, причудливым оформлением фасадов, использованием скульптурных композиций во внутренних интерьерах и для украшения садов.

XVIII в. Рококо. Следующий период архитектурного стиля является своеобразной вариацией барокко. Архитектура стала более легкой, принцип пышной анфиладности помещений заменяется рациональным расположением внутренних комнат, большое внимание уделяется утонченному декору и интерьерным украшениям. Главный элемент стиля рококо - «рокайль», представляющий собой особый орнамент, похожий на морскую раковину в окаймлении растений и камней.


XVII - начало XIX вв. Классицизм. Отточенная симметрия, ясная геометрия пространственных решений и обязательное наличие колонн - непременные условия для архитектуры классицизма. В качестве идеальных форм и линий - образцы античного наследия.

XVIII–XIX вв. Ампир. Стиль, появившийся во Франции, отличается сочетанием массивной геометрии простых архитектурных форм и повсеместным использованием в оформлении интерьеров и экстерьеров символов военной атрибутики.


Конец XVIII - начало XIX вв. Романтизм. На развитие данного стилевого направления огромное влияние оказала эпоха Просвещения. Именно в этот период архитектурных стилей происходит переоценка доктрин архитектуры прошлого, активно используются декоративные элементы из восточных культур и наследие готики, появляются первые металлические конструкции из чугуна, железа и стали. Дом рассматривается как возможность индивидуализации частной жизни и полная свобода ее выражения в архитектуре.

Конец XIX - начало XX вв. Арт-деко. Стиль отличается симбиозом роскоши, художественной выразительности и рациональной организацией пространства. Планировка зданий начиналась с разработки внутренних интерьеров - именно под них придумывался проект самого дома. Использование зигзагообразных и ступенчатых форм, многообразие изысканного декора, использование дорогих материалов и достижений технологического прогресса сделали архитектуру арт-деко фешенебельной и легко узнаваемой.

1890- 1910 г.г. Модерн. Сформировался в Европе в конце XIX века. В модерне прослеживается отказ от прямых форм, углов, отсутствие симметрии. Предпочтение отдается естественным линиям, эстетической функциональности помещений. Большое внимание уделяется проработке общей архитектурной концепции всех элементов и единому художественному оформлению.

Начало XX в. Конструктивизм. Возник в СССР в результате резкого противоречия между требованиями общества и существующими условиями среды обитания. Конструктивизм предполагает создание функциональных зданий, где любые конструкции и формы определены исключительно структурой его назначения. Архитектура данного периода становится типовой, геометрия предельно лаконичной и лишенной утилитарного значения.

Конец XX в. Деконструктивизм. Основателем стиля является французский философ Жак Деррида, провозглашавший необходимость создания конфликта между тем, что человек видит и тем, как он это интерпретирует. Архитектура становится средством выражения хаоса, где стерты все пространственные и геометрические стереотипы. В деконструктивизме каждая линия несет в себе собственную динамику, заставляя здания двигаться, а форма становится инструментом для создания специально усложненных конструкций, которые не предполагают комфорт, а наоборот доставляют неудобства.


Вторая половина XX в. Хай-тек. Основы стиля были заложены архитектором Яковом Черниковым еще в 30-х годах прошлого столетия. Отличительная особенность хай-тека - максимальное использование технологических достижений, простота и четкость пространственных решений, обилие материалов со стеклянной и зеркальной поверхностью, отсутствие декора, задействование в качестве функциональных украшений элементов инженерных систем.

Архитектурных стилей и направлений существует великое множество. Каждый период архитектурных стилей - это синтез прошлого и настоящего, отрицание доктрин и ломка устоявшихся стереотипов или наоборот приукрашивание и трансформация предыдущих решений. Кроме исторических стилей и их эклектических подвидов существуют архитектурные направления, основанные на национальных этносах, возникшие в результате квинтэссенции европейской и восточных культур, а также современные нео-стили.

Инструкция

В античную эпоху архитектура была связана прежде всего со строительством храмов. Главной особенностью их были отдельно стоящие опоры - колонны. По их капителям можно было определить эпоху строительства.
Наиболее ранние были капители дорического ордера (каменная подушка и квадратная плита).
На смену ему пришла капитель ионического ордера, более изысканная, украшенная закруглениями в форме бараньих рогов (волюты). Капитель коринфского ордера была самой поздней. Пышная, зрелищная, она напоминала цветочную корзину.
До наших дней сооружения этой эпохи почти не сохранились. Однако в эпоху Возрождения и классицизма архитекторы широко использовали эти колонны.

Романские храмы можно узнать по большим размерам. В них использовались сводчатые конструкции. Им характерна монументальность композиции, а отличительной чертой являлась грандиозность. Тяжелое и мрачное величие романской архитектуры нашло отражение в строительстве феодальных замков, монастырских ансамблей и храмов.

Ведущими достижениями готического стиля стало строительство соборов. В отличии от романских соборов они вызывали ощущение легкости, особой воздушности и одухотворенности. Это ощущение создается за счет стрельчатых арок, которые подчеркивают устремленность всего здания ввысь.
Важная деталь готического собора - огромные окна, которые украшались цветными витражами.
Снаружи у собора две башни на фасаде, а между ними круглое окно. Оно получило название «готическая роза».

В эпоху Возрождения архитектура имела свои особенности.
Античные колонны служили не основой строительной конструкции, а украшением, декором.
Над соборами сооружали гигантский купол.
И у светских, и у культовых сооружений была четкая гармоничная композиция, легкая, изящная и простая.
Стены разделялись пилястрами, полуколоннами, карнизами.



Архитектурные формы барокко противоположны строгой геометрии. Центрическое сменяется протяженным, круг - овалом, квадрат - прямоугольником. Доминирует многоголосие архитектурных объемов. Здания становятся живописны.
Линия фасада изгибается. Из толщи стен возникают колонны, пилястры, карнизы, наличники, медальоны , картуши, волюты.
Фронтоны завершаются статуями, в нишах находятся скульптуры.

Архитектурные стили разных эпох восхищают своим величием и великолепием, но в их особенностях разобраться нелегко. Люди тратят годы на то, чтобы изучить характерные элементы рококо, барокко, модерна, деконструктивизма и модернизма, но мы попробуем сделать, составив краткую памятку.

Эта инструкция об архитектурных стилях поможет произвести хорошее впечатление о вас среди окружающих, да и вообще поднимет собственную самооценку. Конечно же, не стоит относиться к этой находке слишком строго, особенно это касается грамотных искусствоведах и архитекторах, которые годами изучают архитектурные стили.

Благодаря упрощенной классификации каждый человек сможет понять, где барокко, а где готика, где модерн, а где рококо. Мир вокруг станет культурней и просвещенней. Итак, начнем!

Если речь идет о строгих, прямых и семеричных зданиях, которые имеют круглые колонны, значит это классицизм.

Пантеон в Париже

Если перед вами какой-нибудь пафосный, высокий и торжественный классицизм, значит этот ампир.


Триумфальные ворота в Москве

Когда перед вами кольцевые станции метро или, к примеру, один из корпусов МГУ, значит, сооружения относятся к сталинскому ампиру.


Гостиница «Украина» в Москве

Если же здание можно сравнить с десертом, в котором не найти прямых линий и античных канонов, тогда речь идет о барокко. В таком стиле, как правило, много золота, украшений и каменных людей.


Замок Версаль в Париже

Если здание кокетничает, капризно поправляет свои губки, хвастаясь тонкими золотыми завитками и украшениями, значит это рококо.


Китайский домик в Потсдаме, Германия

Бывает такое, что от украшений и пышностей даже самому барокко становится неловко. Это ультабарокко.

собор Святого Иакова в Сантьяго-ди-Компостела в Испании.

Русское барокко – это здания, которые напоминают расписной пряничный домик.

Петропавловский собор в Казани

Когда здание говорит о старорусской истории, но при этом богато украшено, значит здесь имеет место псевдорусский стиль.


ГУМ в Москве

Иногда кажется, будто о здания с легкостью можно поцарапаться: такое уж оно тонкое, высокое и острое. В данном случае речь идет о неоготике.


Вестминстерский дворец в Лондоне

Если угроза быть поцарапанным исчезает, но здание все равно высокое и достаточно тонкое, значит, скорее всего, речь идет о готике. Здесь можно увидеть круглые окна, квадратные башни, а также изображения мучений.

Реймсский собор во Франции

Когда при одном только взгляде на архитектурное сооружение у вас в голове возникают мотивы чарльстона или джаза, а контуры здания напоминают кристалл, то это арт-деко. Такие сооружения смотрятся масштабно, празднично.

Если вы, смотря на здание, можете представить жизнь в нем Железного Человека, но все же домик немного устарел, значит, вы видите перед собой модернизм.


Музей современного искусства в Нитерое, Бразилия

Не стоит путать с модерном, который отличается многими тщательно сделанными деталями об истории античности и живой мир. В таких линиях улавливается природность, в самих формах – необычность.


Дом Бальо в Барселоне

Когда перед глазами бетонный параллелепипед или цилиндр с маленькими окошками, которые покрасили в яркие цвета, и при этом создали интересную входную группу с применением бетона, это конструктивизм.


Белая башня в Екатеринбурге

Если строение наклонилось, будто сломалось или немного изогнулось, то это деконструктивизм.


Танцующий дом в Праге

Многие путают хай-тек с био-теком: и то и другое направление – это металл, стекло и бетон. Отличия все же есть: хай-тек имеет углы, а в био-теке их нет.


Здание Fuji TV в Японии

Когда все намешано, запутано и вообще непонятно, значит, скорее всего, перед вами постмодернизм. Такая архитектура абсолютно не брезгует веществами.


Библиотека в Сан-Антонио, США

Для сооружений характерны монументальность , пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд.

Характерные черты римского архитектурного стиля, в первую очередь круглоголовые арки, а также цилиндрические своды, апсиды и украшения в виде листьев-акантов.

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки - здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами . Такие стены несли в себе оборонительное назначение.

Готическая архитектура (Готика)

Готика зародилась в северной части Франции в середине XII века. Готическая архитектура cменила архитектуру романской эпохи . Термин подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от стилистики Древнего Рима . Крёстным отцом готического стиля считается влиятельный и могущественный аббат Сугерий , который в 1135-44 гг. перестроил в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени . Традиционно принято считать, что именно с этого здания начинается эпоха готики в Европе. Сугерий писал, что высокий, залитый светом храм призван символизировать безбрежный свет, исходящий от Бога. Вскоре вслед за Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской Богоматери (заложен в 1163) и Ланского собора (заложен в 1165).

Архитектура Возрождения (Ренессанс)

Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии , пропорции , геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры . Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн , пилястр и притолок , на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки , полусфера купола , ниши , эдикулы . Архитектура снова становится ордерной .

Пространство, как архитектурный компонент, организовано в отличном от средневековых представлений образе. В его основу встала логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии, а не интуиции, что было характерной чертой средневековых сооружений.

Чаще всего в оформлении зданий присутствует коринфский ордер с разнообразными видоизменениями капители . Постройки имеют гармонично просторные внутренние дворы, обнесённые в нижнем и в верхнем этажах крытыми галереями на арках, которые поддерживаются колоннами или пилястрами античной формы. Фасаду придаётся размеренность по горизонтали посредством изящных межэтажных карнизов и главного карниза, образующего сильный выступ под крышей.

Фасад симметричен относительно вертикальной оси. Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом, увенчаны фронтоном . Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру.

Архитектура барокко

Для архитектуры барокко характерно наличие большого количества разнообразной лепнины. Используются сложные архитектурные элементы. Обилие декоративных барельефов и золочение архитектурного декора.
Барокко выделяется приглушенными пастельными цветами фасада; красным, розовым, белым, голубым.

Рококо

Архитектурный (точнее - декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства Филиппа Орлеанского (1715 -1723 ) и достиг апогея при Людовике XV , перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780 -х годов.

В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно;, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны

Классицизм

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер , в пропорциях и формах близкий к античности . Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов .

Эклектика

Экле́ктика (эклектизм, историзм) в архитектуре - направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е -1890-е гг.

Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура).

Модерн

Архитекту́ра моде́рна (архитектура ар-нуво) - архитектурный стиль , получивший распространение в Европе в 1890-е -1910-е годы в рамках художественного направления модерн . Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).

Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий.

Архитектура модерна разнообразна. Стиль этот вобрал в себя элементы всех предшествующих стилей. Здания в стиле модерн могут напоминать и мавританские дворцы, и замки, и заводские корпуса. Однако, в отличие от предшествовавшего модерну эклектизма , его авторы отказались от прямого копирования форм ренессанса и барокко .

Модернизм

Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne - новейший, современный; «англ. modern» - современный, новый) - движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 70-е -80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.

Кредо архитектурного модернизма заложено в самом его названии - это созидание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню. То есть, присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, - как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма. Для модернизма характерно использование самых современных строительных материалов и конструкций и отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,

Конструктивизм

В идее конструктивизма лежит отрицание исторической преемственности, отказ от декоративных элементов классических стилей, использование функциональной схемы как основы пространственной композиции. Конструктивизм – это выразительность не в декоре, а в динамике простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободе плана здания. Архитекторы зрелого конструктивизма использовали функциональный метод, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Таким образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались в совокупности. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура (форма соответствует функции).

Хай-тек

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology - высокие технологии ) - стиль в архитектуре и дизайне , зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х . Для зданий в стиле хай-тек характерно использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений. Широко применяется стекло, пластик и металл. Использование функциональных элементов (лифты, лестницы, системы вентиляции и другие), вынесенных наружу здания.

Деконструктивизм

Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.

В качестве самостоятельного течения деконструктивизм сформировался в конце 1980-х гг. Теоретической подоплёкой движения стали рассуждения Деррида о возможности архитектуры, которая вступает в конфликт, «развенчивает» и упраздняет саму себя.

Лучшие статьи по теме