Тренды дизайна. Квартира. Стили. Материалы. Напольные покрытия
  • Главная
  • Гранит
  • Обязательный аудит предприятий. Обязательный и инициативный аудит

Обязательный аудит предприятий. Обязательный и инициативный аудит

Обязательный аудит представляет собой ежегодную аудиторскую проверку, которая проводится аудиторскими организациями.

Аудиторская организация обязана страховать риск своей ответственности за нарушение договора об оказании аудиторских услуг (ст. 932 ГК РФ). Индивидуальные аудиторы не вправе проводить обязательный аудит.

Обязательный аудит проводится в отношении следующих субъектов.

1. Открытые акционерные общества.

ОАО публикует свою бухгалтерскую отчетность, достоверность сведений которой должна быть подтверждена заключением аудитора (п. 5 ст. 103 ГК РФ, ст. ст. 88, 92 Закона об акционерных обществах).

2. Кредитные организации.

Результаты ежегодной аудиторской проверки кредитные организации обязаны направлять в Центральный банк (ст. 24 Федерального закона "О банках и банковской деятельности").

В самом Центральном банке РФ проводится внешний и внутренний аудит. Для проведения внутреннего аудита в ЦБ РФ создана Служба главного аудитора, непосредственно подчиняющее гося председателю Банка России (ст. 95 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ").

3. Бюро кредитных историй.

Эти юридические лица осуществляют новый для нашей предпринимательской практики вид деятельности, а именно: услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй (информации, которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств займа и кредита), а также предоставлению кредитных отчетов. Их правовой статус регламентирован Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях".

4. Страховые организации и общества взаимного страхования.

Страховщики публикуют годовые балансы и счета прибылей и убытков после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений (ст. 29 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. "Об организации страхового дела в РФ").

5. Товарные и фондовые биржи.

Специальных требований к проведению аудита бирж в настоящее время законодательством не установлено.

6. Негосударственные пенсионные фонды.

Указанные фонды обязаны ежегодно проводить по итогам финансового года независимую аудиторскую проверку.

Бухгалтерская отчетность подтверждается заключением независимого аудитора, которое считается неотъемлемой частью годового отчета о деятельности фонда (ст. 22 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"). Кроме того, реорганизация такого фонда также проводится с учетом заключения аудитора (ст. 33 Закона).

7. Государственные внебюджетные фонды.

К таковым относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд медицинского страхования РФ. Аудиторские проверки фондов проводят аудиторские организации, отобранные на конкурсной основе.

Обязательный аудит проходят далеко не все организации, созданные в форме фондов. Закон устанавливает следующее условие: только в фондах, источником формирования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.

9. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Здесь имеется противоречие между Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и ст. 26 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Дело в том, что первый Закон предусматривает определенные условия для проведения обязательного аудита (объем годовой выручки, стоимость активов баланса), второй же таких условий не содержит.

10. Организации, в уставном капитале которых доля государственного участия составляет более 25%.

Аудиторы выбираются на основе открытого конкурса проводимого аудируемым лицом не реже одного раза в три года. Правила проведения этого конкурса, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2005 г. N 706, обязательны также для федеральных государственных унитарных предприятий.

11. Организации и индивидуальные предприниматели.

Эти субъекты проходят обязательный аудит при наличии 1 из 2-х условий:

Объем годовой выручки превышает 500 000 МРОТ;

Сумма активов баланса на конец года превышает 200000 МРОТ.

12. Финансово-промышленные группы.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" годовой отчет о деятельности ФПГ составляется по результатам проверки независимым аудитором. Аудиторская проверка оплачивается за счет центральной компании ФПГ.

К сожалению, в действующем законодательстве нет специальной нормы об ответственности за уклонение всех перечисленных в настоящем параграфе субъектов от проведения обязательных аудиторских проверок. Однако можно сделать вывод, что должностные лица этих организаций подлежат административной ответственности за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ).

Такой вывод объясняется тем, что аудиторское заключение является неотъемлемой частью бухгалтерской отчетности в случаях, когда проведение аудита является для организации обязательным (ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Российское законодательство содержит нормы об обязательном проведении аудиторской проверки, которую, однако, нельзя назвать разновидностью обязательного аудита. Так, согласно ст. 561 Гражданского кодекса РФ, до подписания договора продажи предприятия сторонами должно быть рассмотрено заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия.

Осуществлять обязательный аудит вправе как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность). Аудиторской признается коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Индивидуальный аудитор - это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Начиная с 1 января 2010 г. аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, не вступившие в саморегулируемые организации аудиторов, не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги (п. 2 ст. 23 Закона N 307-ФЗ).

По результатам обязательного аудита клиенту представляется аудиторское заключение с выражением мнения, а так же отчет Аудитора о проделанной работе. Следует иметь в виду, что в органы управления организацией для утверждения отчетности представляется уже проаудированная отчетность.

Аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. В нем содержится выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ (п. 1 ст. 6 Закона N 307-ФЗ). При этом под достоверностью понимается степень точности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая позволяет пользователям отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемого лица и принимать решения, основанные на указанных выводах. бухгалтерский аудит кредитный

Компании, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, должны включить в состав годовой бухгалтерской отчетности аудиторское заключение, подтверждающее достоверность этой отчетности.

Если компания подлежит обязательному аудиту, то аудиторское заключение является обязательной составляющей бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Обязательный аудит - это не только необходимость, вызванная соблюдением требований законодательства, но и инструмент сбора данных для принятия важных управленческих решений.

Обязательная аудиторская проверка может быть распределена во времени на несколько этапов. По запросу клиента аудиторы фирмы, например, консультируют бухгалтерскую службу в течение года, а также проводят аудит квартальной отчетности. После подготовки годового баланса выдается аудиторское заключение.

Проведение поэтапного аудита позволяет вовремя обнаружить или предупредить ошибки, распределять и планировать расходы на аудит в течение года.

Обязательный аудит проводится ежегодно. Причем обязательный аудит бухгалтерской отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями. Кроме того, федеральными законами установлены иные случаи, в которых обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями, например аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности ряда государственных корпораций.

Положительное мнение аудитора по результатам аудиторской проверки может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности фирмы.

Таким образом, положительное заключение от фирмы с надежной репутацией становится доказательством отсутствия существенных налоговых и финансовых рисков у экономического субъекта.

обязательный аудит отчетность инициативный

Согласно действующему в России законодательству при составлении компанией бухгалтерской и финансовой отчетности в обязательном порядке проводится независимая оценка документации. Она называется аудит.

Выделяют и особую разновидность проверки – обязательный аудит. Для его проведения привлекаются аудиторские компании и индивидуальные аудиторы.

Проверка проводится с момента внесения данных о компании в реестр. По завершении процедуры фирме выдаются на руки два документа. В первом даются рекомендации на дальнейшую работу. Он излагает все выявленные нарушения, согласно которому необходимо провести изменения.

Вторая бумага является аудиторским заключением. Оно составляется на основании законодательных норм. Документ прикладывается к бухгалтерской отчетности.

Процедура имеет различные тонкости и нюансы. Важно знать, какие изменения появились в проведении аудита в 2017 году.

Главные причины для проведения

Обязательный аудит проводится в случаях, предусмотренных на законодательном уровне. Многие компании решаются на него один раз в год. Но аудиторские фирмы рекомендуют поделить проверку на несколько этапов. Тогда она даст больше возможностей для самого предприятия.

  • В ходе проверки могут быть минимизированы налоговые и финансовые риски. Она дает возможность вовремя исправить ошибки в налоговом учете. Особенно актуально это в условиях постоянного изменения налогового законодательства.
  • Если организация вовремя не проведет аудит, то она подлежит ответственности за непредставление сведений о своей экономической деятельности. Поэтому вовремя выполненная проверка помогает избежать штрафов.
  • В случае поэтапного проведения аудита имеется возможность более детального изучения деятельности фирмы. Тогда бухгалтеры не только исключат ошибки в расчетах, но и снизят собственную нагрузку. Кроме того создаются максимально комфортные условия для исправления неточностей и ошибок в бухгалтерии.
  • Многие фирмы предоставляют дополнительные бонусы при проведении аудита. К ним относят консультационные встречи, конспектирование семинаров, анализ состояния компании, семинары, юридическую экспертизу.
  • Проверка проводится квалифицированными аудиторами. Но и они испытывают максимальную нагрузку в период плановых аудитов всех компаний. Поэтому снизить ее можно, заказав поэтапный аудит.
  • Несколько проверок в год помогут равномерно распределить затраты, получив при этом скидку. Ведь предприятие может быть не готово к оплате полной стоимости аудита.
  • Если заказ на аудит бронируется заранее, то ценовое предложение фиксируется независимо от даты окончания проверки. таким образом инфляция не влияет на стоимость услуги.

С чего стоит начинать

Для грамотной проверки важно знать стандартные сведения об аудите. Также ориентироваться необходимо на законодательные основы, на которые опираются фирмы и аудиторы.

Стандартные сведения

Выполнение аудита согласно закону возможно как аудиторской фирмой, так и индивидуальным проверяющим лицом. Однако в некоторых случаях аудит возможен только с привлечением специализированных компаний.

Согласно ФЗ №307 (часть 3 статья 5) среди таких организаций выделяют:

  • предприятия, участвующие в торгах с ценными бумагами;
  • учреждения, занимающиеся кредитованием и страхованием;
  • компании с государственной долей в уставном капитале не менее 25%;
  • государственные учреждения;

При этом для ООО с государственной поддержкой или полностью госучреждений проверка проводится по-иному. Они могут самостоятельно определиться с аудитором. Кандидаты участвуют в открытом конкурсе. Важным условием является его включение в состав СРО аудиторов.

Положения в законе

Порядок процедуры, при которой проверяется бухгалтерская отчётность фирмы, прописывается в Федеральном законе №307-ФЗ Об аудиторской деятельности, выпущенном 30 декабря 2008 года. В статье 5 описываются случаи проведения обязательного аудита.

К ним относят:

  • фирмы, которые имеют статус акционерное общество;
  • допуск бумаг компании к торгам;
  • кредитные компании и страховые фирмы;
  • компании, выручка которых в прошедшем году превысила 400 000 000 рублей;
  • фирмы с консолидированной отчетностью.

Проведение аудита необходимо каждый год. Компании, имеющие государственную поддержку или полностью государственные структуры могут провести конкурс среди фирм, которые осуществляют аудиторскую деятельность.

Особенности процедуры

Проверка бухгалтерии, которая имеется в компании, проводится с обязательным привлечением нескольких видов аудиторов. Важно определить подходящий в конкретном случае. При этом оценка правильности документации проводится на основании некоторых критериев.

Кто обязан провести

Обязательный аудит проводится в том случае, если компания входит в список представленных ниже фирм. При этом проверяются определенные бумаги.

Важно знать, кто может провести проверку той или иной организации:

Тип компании Проверяемая отчетность (за 12 месяцев) Ответственные за проверку лица
Фирмы, бумаги которых участвуют в организованных торгах Фирма с аудитором, который получил аттестат после начала 2011 года (далее –АА 01.01.2011)
Организация с государственной долей в уставном капитале не менее 25% Бухотчет АА 01.01.2011
Акционерное общество Бухотчет Аудиторская компания (далее – АК)
Государственное унитарное предприятие Консолидированные бумаги АА 01.01.2011
Фонды (кроме госфондов внебюджетного характера, НПФ, акционерных фондов) Бухотчет АК или индивидуальный аудитор (далее – ИА)
Государственная корпорация Бухотчет АА 01.01.2011
Государственная компания Бухотчет АА 01.01.2011
Публично-правовая фирма Бухотчет и консолидированные данные АА 01.01.2011
Кредитная организация Бухотчет и консолидированные данные АА 01.01.2011
Головная кредитная организация банковской сферы Консолидированная отчетность банковского характера за 12 месяцев АА 01.01.2011
Головная кредитная организация банковского холдинга Консолидированная отчетность банковского холдинга АА 01.01.2011
Бюро кредитных историй Бухотчет АК или ИА
Страховая компания Бухотчет и консолидированные данные АА 01.01.2011
Общество взаимного страхования Бухотчет АК или ИА
Профобъединение страховщиков Бухотчет АК
Общероссийское профобъединение страховщиков Бухотчет АК
Участник рынка ценных бумаг Бухотчет АК или ИА
Клиринговая организация Бухотчет и консолидированные данные
  • АК или ИА (для бухгалтерии);
Организаторы торгов Бухотчет и консолидированные данные
  • АК или ИА (для бухгалтерии);
  • АА 01.01.2011 (для консолидированной отчетности).
Центральный депозитарий Бухотчет и консолидированные данные
  • АК или ИА (для бухгалтерии);
  • АА 01.01.2011 (для консолидированной отчетности).
Негосударственный пенсионный фонд Бухотчет и консолидированные данные АА 01.01.2011
Акционерный инвестиционный фонд Бухотчет АК
Управляющая компания АИФ Бухотчет и консолидированные данные
  • АК или ИА (для бухгалтерии);
  • АА 01.01.2011 (для консолидированной отчетности).
Микрофинансовая компания Бухотчет АК или ИА
Оператор лотереи Бухотчет АК или ИА
Организатор азартных игр Бухотчет АК или ИА
Управляющая компания Бухотчет АК
Специализированный депозитарий Бухотчет АК
Некоммерческая организация Бухотчет АК
Получатель дохода от целевого капитала Бухотчет по получению капитала АК
Жилищный накопительный кооператив Бухотчет АК или ИА
Кредитный кооператив (более 2 000 человек) Бухотчет АК или ИА
Саморегулируемая организация Бухотчет АК
Некоммерческая организация с функциями иностранного агента Бухотчет АК
Политическая партия с госфинансированием Бухотчет и сводная документация АК
Застройщик долевого строительства Бухотчет АК или ИА
Региональный оператор Бухотчет АК или ИА
Центральный банк РФ Бухотчет АА 01.01.2011
Агентство по страхованию вкладов Бухотчет АА 01.01.2011
Внешэкономбанк Бухотчет АА 01.01.2011
Фонд содействия реформированию ЖКХ Бухотчет АА 01.01.2011
Компания, выпускающая продукцию Ростех Бухотчет АА 01.01.2011
Корпорация Росатом Бухотчет и консолидированные данные АА 01.01.2011
Корпорация Роскосмос Бухотчет и консолидированные данные АА 01.01.2011
Фонд содействия развитию жилищного строительства Бухотчет АК или ИА
ОАО Российские железные дороги Бухотчет за 12 месяцев АА 01.01.2011
ГК Российские автомобильные дороги Бухотчет и консолидированные данные АА 01.01.2011
Центр исторического наследия Президента РФ Бухотчет АК или ИА
Фонд перспективных исследований Бухгалтерия АК
Российский научных фонд Бухотчет АК
Единственный институт развития в жилищной сфере Бухотчет и консолидированные данные АА 01.01.2011
АО «Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций» Бухотчет АА 01.01.2011
АО»Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций» Бухотчет АА 01.01.2011
Фонд содействия кредитованию Бухотчет АК компания
Организация с доходом свыше 400 000 000 рублей Бухотчет АК или ИА

Общие критерии

Для проведения обязательной проверки важно учитывать некоторые критерии.

Среди них выделяют:

  • организационно-правовую форму;
  • вид деятельности с отличительными особенностями;
  • финансовую составляющую.

Если рассматривать организационно-правовую форму, то проверка проводится у АО (в том числе и ЗАО), государственных и муниципальных учреждений, страховых компаний, товарных и фондовых бирж, негосударственные фонды.

В ходе анализа учитывается выручка, которую субъекты получили за предыдущий отчетный период. Проводится аудит при перечислении суммы более 400 000 000 рублей в фонд компании.



Пример программы внутренних аудитов

Требования к малому предприятию

Малое предприятие проверяется в особом порядке.

Для определения данного вида компании необходимо ориентироваться на критерии:

  • доля сторонних организаций в уставном капитале не более 25%;
  • количество работников до 100 человек;
  • выручка до 400 000 000 рублей.


Законодательно прописано, что проверке подлежат компании, доход которых превышает 50 000 000 рублей. Поэтому при выручке выше этого значения аудит проводится обязательно независимо от типа фирмы. После проверки делается анализ, какое заключение выдать аудитору.

Порядок при обязательном аудите

Проведение проверки может быть поэтапным. Это является рекомендуемым вариантом для всех компаний.

В этом случае возможно:

  • устранение ошибок и недочетов;
  • оптимизация налоговых платежей;
  • правильное заполнение отчета;
  • действия в рамках законодательства.

Выделяют несколько этапов аудиторской проверки:

  1. Оценивается правильность ведения бухгалтерии фирмы.
  2. Организуется проверочный процесс на основании плана заказчика и ревизионного внутреннего документа.
  3. Сверяются данные по бухгалтерии, а также отслеживается правильность операций в соответствии с законом.
  4. Формируются рекомендации по устранению ошибок.
  5. Информация передается в письменном виде заказчику.
  6. Составляется аудиторское заключение и справочная информация.

Аудиторское заключение является обязательным документом. Оно содержит мнение аудитора о том, насколько достоверно представлена финансовая, управленческая и бухгалтерская информация. Документ носит конфиденциальный характер. За его разглашение может наступить ответственность.

Передача заключения проводится в руки инициатора, прописанного в договоре. Документ должен быть составлен в соответствии с законодательством России.

Возможные штрафы

Непроведение проверки в установленные законом сроки может создать проблемы для предприятия. Чаще сего судебные органы назначают штрафы, размеры которых могут варьироваться.

Налоговые службы могут привлечь к ответственности за отсутствие документального подтверждения проведенного аудита. За каждую отсутствующую бумагу полагается штраф в размере 200 рублей.

За отсутствие аудиторского заключения 200 рублей не начисляются. При этом возможно взыскание с нарушителя 5 000 – 10 000 рублей, если привлекается должностное лицо, а также до 20 000 рублей за повторные нарушения или невозможность занимать должность в течение 1–2 лет.

Наказать нарушителя может и Росстат. В этом случае размер штрафа составит 300 – 500 рублей для должностных лиц и 3 000 – 5 000 рублей для юрлиц.

Система штрафных санкций предусмотрена и Банком России. Если информация отражена не полностью или представлена с искажениями, то административный штраф выражается в виде 30 000 – 50 000 рублей для должностных лиц или лишение должности на срок 1–2 года и 700 000 – 1 000 000 рублей юридическим лицам.

Определенная законом система штрафов подтверждает необходимость аудиторской проверки. Поэтому важно провести ее в положенные сроки.

Обязательный аудит - это независимая по характеру проверка правильности ведения бухгалтерской отчетности и финансовой документации предприятия в целях выражения мнения об их достоверности. Такая проверка должна проводиться раз в год. Часто вместо термина «обязательный аудит» употребляются термины «основной» или «общий аудит».

С начала 2011 года действуют поправки к Закону «Об аудиторской деятельности». Внесенные изменения более точно определяют критерии обязательности аудита.

По закону обязательный аудит проводится в организациях, функционирующих в форме ОАО; являющихся унитарными государственными или кредитными, страховыми, образовательными учреждениями; фондовыми, торговыми биржами; банками; обществами взаимного страхования; прочими организациями, на которые распространяется федеральный закон.

Также обязательной проверке подлежат предприятия, объемы выручки которых за год, предшествующий отчетному, превышают сумму в 400 млн рублей (за исключением сельхозкооперативов и их союзов, а также тех организаций, сумма активов баланса бухгалтерии которых на конец года равняется 60 и более миллионам рублей).

Обязательный аудит осуществляется строго согласно составленному плану и в соответствии с программой проверки, которая определяет временные рамки и характер ее проведения.

По результатам проверки выписывается к которому прилагаются письменные указания на все выявленные недостатки и советы по их исправлению. Для сдачи отчетности в государственные проверяющие учреждения достаточно будет предоставления заключения. Только в этом случае отчетность будет считаться достоверной. Без соответствующего заключения налоговая инспекция вправе отчеты не принимать, поскольку оно является неотъемлемой частью бухгалтерских отчетов (согласно ст.13 п.2 Закона «О бухучете» 21.11.1996г.).

Обязательный аудит проводят в отношении всего объема предприятия за год. Поэтому такая проверка требует времени. В связи с этим обязательный аудит часто предполагает работу в несколько этапов на протяжении всего года. Целью такого распределения объема работ является получение более точных сведений о ведении отчетности. Помимо этого, такой характер работы позволяет не отвлекать сотрудников предприятия от их основной деятельности. Промежуточный аудит существенно помогает экономить время.

Субъекты хозяйствования, работающие по упрощенной системе обложения, также могут подпадать под основной аудит. Все зависит от суммы активов по бухгалтерскому балансу.

Проводить обязательный аудит вправе исключительно лица, которые имеют действительный квалификационный аттестат и являются членами организаций аудиторов.

При проведении аудита необходимо учитывать следующее. Предприятие, на котором проводится проверка, имеет право требовать от аудитора обоснования всех его выводов и замечаний. В то же время проверяемая организация обязана оказывать аудитору всевозможное содействие в его работе, своевременно предоставляя все необходимые документы и информацию о деятельности.

Поправки к Закону вывели за рамки обязательности проведения аудита почти полностью малый бизнес России. Около 30% из ранее подвергавшихся проверкам организаций по новым стоимостным показателям перестали подпадать под проведение аудита. Из-под контроля аудиторов вышли коммунальное хозяйство, с выручкой ниже 400 млн рублей в год.

С другой стороны, вместе с увеличением стоимостных показателей, по которым должен проводиться аудит, расширился перечень сфер деятельности, в которых его проведение обязательно. В настоящее время аудиторским проверкам подлежат клиринговые представляющие сводную бухгалтерскую отчетность; валютные биржи; управляющие компаний, паевых инверсионных, акционерных, негосударственных пенсионных фондов.

Лучшие статьи по теме