Тренды дизайна. Квартира. Стили. Материалы. Напольные покрытия
  • Главная
  • Гранит
  • Аудит хозяйственной деятельности. Аудит финансово-хозяйственной деятельности

Аудит хозяйственной деятельности. Аудит финансово-хозяйственной деятельности

Эффективная деятельность предприятий невозможна без экономически грамотного руководства, которое во многом определяется умением анализировать её. Управление деятельностью предприятий, предполагает, что будет составлено обоснование принимаемых решений и заданий, а также будет вестись контроль за их выполнением. Для правильного решения необходимо видеть и предсказывать существующие и возможные проблемы, различные риски, а также оценивать последствия и эффективность принимаемых решений на уровень рисков и доходов компании.

Аудит финансово-хозяйственной деятельности предприятия является основой для принятия управленческих решений.

Аудит финансово-хозяйственной деятельности требует знания всех функциональных областей компании и обеспечивает комплексное обследование производственно-финансовой деятельности предприятия. От улучшения финансового состояния компании зависят его экономические перспективы. В связи с этим наша компания предлагает провести аудит финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в том числе оценку финансового состояния предприятия.

Методика анализа состоит из:

  1. Анализа финансового состояния предприятия.
  2. Анализа финансовых результатов деятельности компании.
  3. Анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Какие проблемы решает аудит финансово-хозяйственной деятельности?

  1. Узнать какие проблемы поможет решить аудит финансово-хозяйственной деятельности

    Эффективность производства - важнейшая характеристика любого предприятия. В результате проведённого аудита финансово-хозяйственной деятельности, станет возможным усовершенствование управления производством предприятия в целях повышения эффективности, а также:

    1. Оптимизация маркетинговой политики.
    2. Оптимизация бизнес-процессов.
    3. Улучшение финансово-экономического положения и снижение издержек предприятия.
    4. Усовершенствование организационно-функциональной структуры.
    5. Повышение эффективности использования ресурсов компании.

Наименование услуги

Стоимость услуги

Аудит финансово-хозяйственной деятельности

от 49 000 руб.


В стоимость аудита финансово-хозяйственной деятельности входит:

В аудит финансово-хозяйственной деятельности предприятия входит:

  1. 1. Аудит бухгалтерского учета - устанавливает соответствие организации бухгалтерского учета требованиям законодательства Российской Федерации и особенностям предприятия.
  2. 2. Аудит основных средств - проверка информации об основных средствах, отраженной в бухгалтерской учет компании, а также проверка соответствия требованиям нормативных документов Российской Федерации.
  3. 3. Аудит материально-производственных запасов - проверка информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, и соответствии правильности оформления операций действующему законодательству Российской Федерации.
  4. 4. Аудит учета дебиторской и кредиторской задолженности - установление соответствия установленной на предприятии методики учета операций по расчетам и обязательствам.

Почему именно мы и какие гарантии для Вас?

  1. Мы имеем большой опыт проведения аудита финансово-хозяйственной деятельности в различных компаниях.
  2. Мы даём гарантию полной конфиденциальности предоставленных Вами сведений. Без Вашего письменного согласия информация о Вашей компании разглашена не будет.
  3. Все сотрудники нашей компании являются высококлассными специалистами, которые постоянно повышают свою квалификацию, их компетенция подтверждается наличием соответствующих сертификатов.
  4. Наши основные гарантии - это клиенты нашей компании, от которых Вы сами сможете получить отзыв о качестве наших услуг, компания "Профессиональные бухгалтеры" дорожит своими клиентами и, соответственно, своей репутацией.
  5. Мы внимательно относимся к вашим пожеланиям и оперативно реагируем на ваши запросы, также у нас внедрена система контроля качества внутри компании.
  6. Вы также можете рассчитывать на помощь профессиональных аудиторов и налоговых консультантов компании "ПрофБух" в области налоговых консультаций (в москве) , проведения внутреннего аудита , а также в решении других сложных вопросов организации и ведения Вашего бизнеса.
  7. Наша ответственность за предоставляемые услуги закрепляется договором.

Аудит проверки финансово-хозяйственной деятельности – аудиторская деятельность, направленная на установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансово-хозяйственных операций нормативным актам.

В этом случае целями аудита являются:

Оценка состояния учета;

Проверка достоверности показателей годовой бухгалтерской отчетности;

Проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности и на его основе подготовка рекомендаций по укреплению финансового состояния клиента, оптимизация затрат, выбор процедур аудита.

В процессе аудиторской работы применяются хорошо известные методы проведения аудиторской проверки :

Фактическая проверка;

Подтверждение;

Документационная проверка;

Формальная проверка;

Логическая проверка;

Арифметическая проверка;

Специальная проверка;

Наблюдение;

Аналитические тесты;

Сканирование.

Под фактической проверкой понимается проверка фактического наличия материальных ценностей и денежных средств методом осмотра и просчета; сверка полученных данных с учетными данными.

Подтверждение – получение письменного ответа от клиента или 3-х лиц для подтверждения точности информации. Полнота оприходования денег в кассу, полученных от физических и юридических лиц.

Документационная проверка – проверка документов и записи операций в учетных регистрах. В практике аудиторской работы при проведении документационных проверок применяют хорошо известные методы формальной, логической и арифметической проверки.

При формальной проверке выявляется полнота и правильность заполнения всех реквизитов, обязательных на первичных документах. Особое внимание при этом обращается на: дату заполнения документа; наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифр; подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц (все денежные документы не подлежат исправлению и подчистке).

Логическая проверка (проверка документов по существу). Данная проверка позволяет выяснить, имела ли место та или иная операция и в указанном объеме; законность и целесообразность хозяйственной операции; правильность ее отнесения на соответствующие счета и включение в соответствующие статьи расходов и доходов. Логическая проверка позволяет выявить приписки в объеме выполненных работ, завышение себестоимости и т.д.

Арифметическая проверка заключается в проверке правильности подсчетов сумм в документах. В ходе проверки выявляются ошибки при суммировании ряда чисел в процессе составления аналитических и систематических регистров учета в показательной бухгалтерии (финансовой отчетности). Арифметическая и логическая проверка нередко дополняют друг друга.

Специальная проверка применяется, когда возникает необходимость привлечь к проверке специалиста с узкой специализацией, что дает возможность проверить правильность оценки интеллектуальной собственности, когда она выступает в качестве вклада учредителей в Уставный Капитал, или когда возникает необходимость в проверке полноты выполнения всех технологических операций в производстве конкретного вида продукции или изделия.

Опрос – получение устной или письменной информации от клиента.

Наблюдение – получение общего представления о возможностях клиента на основании визуального осмотра (наблюдения);

Аналитические тесты – метод сравнений индексов, коэффициентов.

Сканирование – непрерывный, поэлементный просмотр информации (бухгалтерских первичных документов) с целью найти что-либо нетипичное.

В аудиторской деятельности также имеют место и методы организационных проверок (сплошная, выборочная, комплексная, целевая, экспертная оценка).

При сплошной проверке тщательно проверяются все денежные документы, относящиеся к учету кассовых и банковских операций, ценных бумаг и по расчетам с подотчетными лицами.

При выборочной проверке документы проверяются по выбору проверяющего. При этом, если в ходе выборочной проверки отдельных вопросов будут установлены серьезные недостатки и нарушения в организации и ведении бухгалтерского учета, приведение к исправленному исчислению затрат, финансовых результатов и к недочислению наличных платежей, то такие операции рекомендуется проверить сплошным методом. При проведении выборки важное место имеет правильный выбор тех документов, записей, которые будут подвергаться проверке. Выбор порядка проверки зависит от обстоятельств и решается на месте проведения проверки. В современной практике применяются комплексные аудиторские проверки. Основными их задачами является всесторонняя документационная проверка предприятий и финансово-хозяйственной деятельности организаций, состояние их экономики, проведение углубленного анализа финансового состояния.

Целевые проверки проводятся по определенному кругу вопросов по просьбе руководителей предприятий или по поручению органов прокуратуры, следствия, налоговых и др. государственных органов.

Экспертная оценка бухгалтерских документов организаций проводится аудитором по поручению государственных органов при наличии у них уголовных, гражданских дел, или дел, рассмотренных в арбитражном суде.

Аудиторы (фирмы), наряду с проведением аудиторских проверок, могут оказывать экономическим субъектам, предпринимателям и физическим лицам услуги в виде проведения консультаций по широкому кругу вопросов. При проведении консультации в целях достижения наибольшего суммарного эффекта аудиторские фирмы должны комбинировать и использовать навыки и умение специалистов-универсалов и узких специалистов, их глубокие знания в отдельных областях. При этом аудитор, проводящий консультацию, должен обладать навыками, необходимыми для решения проблем и обмена опытом, выявления проблем, нахождения нужной информации, анализа и синтеза, разработки предложений для совершенствования финансово-хозяйственной работы, общения с людьми, планирования изменений, помощи клиентам в накоплении опыта. Процесс консультирования представляет собой совместную деятельность консультанта и клиента с целью решения определенной задачи и осуществления желаемых изменений в организации-клиенте. В экономической литературе можно найти множество различных путей осуществления процесса консультирования (Приложение 3). В конкретной ситуации в данной модели некоторые фазы могут быть передвинуты, внедрение может начинаться до окончания планирования действий. Консультант имеет в своем распоряжении разнообразные методы вмешательства, способствующие изменениям в отдельных людях, группах, организациях.

Наиболее часто применяемыми методами являются:

Обучение и повышение квалификации;

Обучение действиями;

Планирование повышения эффективности работы предприятия;

Проведение собраний;

Квалифицированный консультант гибко использует методы вмешательства для поддержки изменений и применяется одновременно, если это целесообразно, несколько методов. В процессе консультирования должен соблюдаться прогрессивный подход: компетентность, использование знаний и опыта в интересах клиента, беспристрастность и объективность в работе, конфиденциальность, выполнение требований этического аспекта. Практика проведения консультирования показывает, что наибольшее количество вопросов, поступающих к аудиторам, связано с налоговым законодательством, и особенно до начала начисления клиентом тех или иных налогов. Консультирование по вопросам налогового планирования, аудитор должен вначале хорошо изучить структуру и особенности хозяйственной деятельности обратившегося за консультацией клиента. И только после такого изучения на основе действующих нормативных документов по налогообложению, оказать помощь в расчете налоговых платежей в стадии их планирования.

который заключается в систематическом анализ хозяйственной деятельности организации, проводимом для определенных целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации. При аудите хозяйственной деятельности предполагается, что аудитор должен провести объективное обследование и сделать всесторонний анализ определенных видов деятельности.

Проведение аудита хозяйственной деятельности может осуществляться как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.

Аудит на соответствие требованиям заключается в анализе определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях установления ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия (например, внутренние правила контроля) установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия, которые выполняют функцию внутреннего аудита. Если условия устанавливаются кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то, поскольку они часто связаны с финансовыми отчетами компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов.

Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными актами, проводится ревизорами, работающими в государственном органе, осуществляющем контроль за исполнением этих актов, или сторонними аудиторами, которым поручается такой контроль. Результаты аудита докладываются соответствующему государственному органу.

Аудит финансовой отчетности и специальный аудит заключается в проверке отчетности субъекта с целью дачи заключения о правильности ее составления в соответствии с установленными критериями и общепринятыми правилами бухгалтерского учета. Этот вид аудита проводится сторонними аудиторами, нанятыми компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей - владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования и др.

Специальный аудит направлен на проверку конкретных вопросов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил. Обычно имеет целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов, другие цели.

Обязательный и инициативный аудит. Обязательный аудит регламентируется государством. В Российской Федерации Правительством РФ утверждены основные критерии (система показателей), деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. В табл.3. представлены критерии, экономические субъекты, показатели отчетности и нормативы обязательного аудита.

Инициативный (добровольный) аудит проводится по решению экономического субъекта, на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.

Таблица 3 - Критерии, субъекты и показатели обязательного аудита

Критерии

Экономические субъекты, показатели отчетности

1. Организационно-правовая форма экономического субъекта

Открытое акционерное общество, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала

2. Вид деятельности экономического субъекта

1 . Банки и другие кредитные учреждения

2. Страховые организации и общества взаимного страхования

3. Товарные и фондовые биржи

4 Инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании)

5. Внебюджетные фонды (если источники их образования - обязательные отчисления, предусмотренные законодательством РФ со стороны юридических и физических лиц)

6. Благотворительные и иные (не инвестиционные) фонды (источники образования - добровольные пожертвования юридических и физических лиц)

7. Другие экономические субъекты, где обязательная аудиторская проверка предусмотрена федеральными законами, Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ

3. Источники формирования уставного капитала

Если в уставном капитале есть доля иностранных инвесторов

4. Финансовые показатели экономического субъекта

(Кроме предприятий, находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности)

1. Объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год если более чем в 500 000 раз превышает минимальный размер оплаты труда (МРОТ)

2. Сумма активов баланса на конец года если более чем в 200 000 раз превышает МРОТ

Первоначальный аудит проводится аудитором или аудиторской фирмой впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск

и трудоемкость аудита, поскольку у аудиторов нет представления об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля и т.д.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудиторской фирмой или аудитором не в первый раз. Планирование и процесс аудита опирается на знание специфики клиента, его слабых и сильных сторон в организации бухгалтерского учета, а также на результаты длительного сотрудничества аудиторской фирмы (аудитора) с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и т.д.).

Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преимуществах повторяющегося, согласованного аудита. Такое сотрудничество обоюдовыгодно как аудиторам, так и клиенту.

Более того, смена клиентом аудиторской фирмы зачастую вызывает настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.

К перечисленным видам аудита необходимо добавить:

· налоговый аудит;

· ценовой аудит;

· экологический аудит.

В развитии аудита выделяются следующие три стадии и, соответственно, вида аудита:

а) подтверждающий аудит. Проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности;

б) системно ориентированный аудит. Аудиторская экспертиза па основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что если система внутреннего контроля работает эффективно, то не нужно проводить детальную проверку, потому что в некоторой степени можно доверять системе внутреннего контроля в раскрытии ошибок и нарушений. Там, где контроль неэффективен, клиенту даются рекомендации, как улучшить систему;

┌───┬───────────────────────────┬───────────────────────────┬────┐

│ N │ Вопрос │ Вариант ответов │Балл│

│п/п│ │ │ │

│ 1 │Какова степень выполнения │Работы выполняются в срок в│ 1 │

│ │организацией договорных │соответствии с договорными │ │

│ │обязательств перед │обязательствами │ │

│ │заказчиками и инвесторами │Выполнение работ связано с │ 2 │

│ │ │Работы выполняются с │ 3 │

│ │ │нарушением договорных │ │

│ │ │обязательств │ │

├───┼───────────────────────────┼───────────────────────────┼────┤

│ 2 │Какова обеспеченность работ│Более 95% │ 1 │

│ │утвержденной │95 - 85% │ 2 │

│ │проектно-сметной │Менее 85% │ 3 │

│ │документацией │ │ │

├───┼───────────────────────────┼───────────────────────────┼────┤

│ 3 │Какова степень выполнения │Работы выполняются в срок в│ 1 │

│ │договорных обязательств │соответствии с договорными │ │

│ │субподрядными организациями│обязательствами │ │

│ │ │Выполнение работ связано с │ 2 │

│ │ │определенными трудностями │ │

│ │ │Работы не могут быть │ 3 │

│ │ │выполнены по каким-либо │ │

│ │ │причинам │ │

├───┼───────────────────────────┼───────────────────────────┼────┤

│ 4 │Какова степень │Более 80% │ 1 │

│ │использования │80 - 50% │ 2 │

│ │производственных мощностей │Менее 50% │ 3 │

├───┼───────────────────────────┼───────────────────────────┼────│

│ 5 │Какова система технического│Высокий уровень контроля │ 1 │

│ │контроля качества │Средний уровень контроля │ 2 │

│ │выполнения │(элементы контроля) │ │

│ │строительно-монтажных работ│Низкий уровень контроля │ 3 │

└───┴───────────────────────────┴───────────────────────────┴────┘

Сумма баллов 5 - 7 соответствует низкому уровню аудиторского риска; 7 - 10 - среднему уровню; 10 - 15 - высокому уровню.

Аудитором используются следующие источники информации:

Утвержденная проектно-сметная документация;

Заключенные договоры подряда и субподряда;

Паспорт организации;

Журналы производства работ на объектах строительства (форма N КС-6);

нормы продолжительности и задела в строительстве, акты приемки-сдачи выполненных работ (форма N КС-2);

Акты инвентаризации незавершенного строительного производства (форма N КС-7);

Справка об остатках незавершенного строительного производства (форма N 3);

Акты и дефектные ведомости по некачественно выполненным работам, результаты выборочных, контрольных обмеров, бухгалтерская отчетность (форма N 4);

Данные бухгалтерского учета.

Использование подобной системы тестирования позволяет:

Экономить время аудитора на поиск и систематизацию исходной информации, а также на составление описания объекта исследования;

Изучать ключевые моменты исследуемого объекта, играющие важную роль в процессе принятия решений, относительно выбора направлений проверки и сразу идентифицировать основные проблемы;

Равномерно распределять аналитические функции между работниками аудиторской организации.

Ознакомившись в процессе аудита с учетной политикой и изучив схему документооборота, следует перейти к проведению экспресс-опроса персонала в соответствии с тестами проверки средств контроля и оборотов и сальдо по счетам учета расходов на осуществление капитального строительства по выбранным объектам аудита, представленных в Приложениях 1 - 3.

При проведении анкетирования с использованием тестов проверки оборотов и сальдо по счетам учета расходов на осуществление капитального строительства для определения уровня состояния систем учета и внутреннего контроля по данному разделу предлагается пользоваться системой цифр от нуля до трех, означающих: 0 - учет вообще отсутствует, 1 - низкий уровень учета, 2 - средний уровень учета, 3 - высокий уровень состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Оценив результаты проведенного тестирования, аудитор может перейти к конкретным процедурам аудита для формирования более углубленного мнения о достоверности учетных регистров. Отметим наиболее важные из аудиторских процедур, используемых при проведении проверки расходов на осуществление капитального строительства.

Как показала практика аудиторских проверок, одним из основных недостатков системы учета расходов в строительных организациях является отсутствие фактического контроля за движением материальных ценностей, поэтому особое значение имеет процедура проведения выборочной инвентаризации с участием аудитора. При этом в объем выборки включаются дорогостоящие, легко реализуемые материалы.

До начала инвентаризации аудитор должен:

Составить перечень подлежащих инвентаризации материалов;

Согласовать с руководителем организации состав комиссии (в состав комиссии по приказу помимо материально-ответственных лиц необходимо включить представителей организации, специалистов, работников бухгалтерии);

Потребовать от материально-ответственных лиц составления отчетов по приходу и отпуску (расходу) МПЗ на дату начала инвентаризации, сдать их в бухгалтерию организации и один экземпляр представить аудитору;

Получить расписку от материально-ответственных лиц в том, что все документы, относящиеся к приходу или расходу ценностей, сданы в бухгалтерию и что никаких неоприходованных или не списанных в расход МПЗ у них нет;

Получить аналогичные расписки у лиц, имеющих подотчетные суммы на приобретение МПЗ или доверенности на их получение.

Инвентаризацию следует проводить с участием материально-ответственных лиц. Если в процессе инвентаризации выявлены значительные отклонения, то можно сделать вывод о формальном характере проводимых ранее инвентаризаций. Если отклонения не установлены, то аудитор с известной долей уверенности может говорить о достаточно высоком уровне функционирования системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета в организации. Инвентаризация проводится путем натурального измерения отдельных элементов строительных объектов, т.е. обмеров.

При инвентаризации незавершенного капитального строительства в описях указываются наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п.

Аудитором проверяется, не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом, а также состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов. По этим объектам необходимо выявить причины и основание для их консервации.

На законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые описи. Отдельные описи составляются также на законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты.

На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству составляются описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.

Инвентаризационная комиссия по документам устанавливает сумму, подлежащую отражению на счете 97 "Расходы будущих периодов" и отнесению на издержки производства и обращения (либо на соответствующие источники средств организации) в течение документально обоснованного срока согласно выполненным в организации расчетам и утвержденной учетной политике организации (Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств"; совместный Приказ Минфина России и МНС России от 10.03.1999 N 20н/ГБ-3-04/39 "Об утверждении Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке").

В соответствии с федеральными Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 696 (с изм. и доп. от 04.07.2003), инвентаризация как метод получения аудиторских доказательств включена в инспектирование, под которым понимается проверка записей, документов или материальных активов. В ходе инспектирования записей и документов аудитор получает аудиторские доказательства различной степени надежности в зависимости от их характера и источника, а также от эффективности средств внутреннего контроля за процессом их обработки.

Для проверки полноты оприходования, правильности списания, оценки и учета производственных запасов аудитор должен ознакомиться с хозяйственными договорами, актами о приемке материалов, приходными ордерами, накладными, журналами-ордерами, материальными отчетами, инвентаризационными описями и сличительными ведомостями и другими действующими в организации регистрами синтетического и аналитического учета операций с МПЗ.

На следующем этапе аудита необходимо изучить документы, поступающие от поставщиков: платежные требования (поручения), счета-фактуры, товарно-транспортные накладные с разного рода приложениями (спецификациями, сертификатами, удостоверениями качества и т.п.), и затем сверить их натуральные и стоимостные данные с отраженными в регистрах учета. Проверку корреспонденции счетов по учету МПЗ необходимо осуществлять для выявления ошибок, возникающих в основном при методически неверном применении вариантов распределения отклонений от учетных цен. Здесь зачастую допускают ошибки и пропуски. Такая проверка дает возможность установить, нет ли случаев, когда поступившие материальные ценности не оприходованы, а отнесены на другие счета. Следует иметь в виду, что организациям предоставлено право выбирать вариант отражения заготовления материалов (с применением или без применения счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей").

Большую роль играет проверка правильности формирования стоимости материалов при их списании на производство строительных работ. Определение фактической стоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить одним из методов оценки запасов: по стоимости единицы запасов, по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО), по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО).

Кроме того, важна проверка обоснованности списания материалов. Для этих целей анализируется правильность оформления документов по расходу и внутрихозяйственному перемещению МПЗ, правильность их учета. Необходимо также убедиться в соблюдении действующих норм расхода материалов и соответствии этих норм технологическим потребностям строительного процесса. В результате необоснованное увеличение себестоимости строительства может быть предупреждено. При этом аудитору следует учитывать ряд обстоятельств, изложенных ниже.

Фактические расходы материалов, конструкций и изделий на строительные и монтажные работы за отчетный месяц сопоставляются с расходами, исчисленными по нормам. Объем строительно-монтажных работ, по которым определяется плановый (нормативный) расход материалов, отражается в журнале учета выполненных строительно-монтажных работ. Правильность составления отчета проверяется производственно-техническим отделом заказчика. На все отклонения от норм (и перерасход, и экономию) должны быть даны объяснения с указанием причин и технических расчетов. Отчет производителя работ о расходе материалов утверждается руководителем стройки (главным инженером).

При продолжительности строительства объекта до 6 месяцев сопоставление фактических расходов материалов с нормативными может производиться по окончании строительства объекта и на конец календарного года, если окончание работ по объекту переходит на следующий год.

В целях улучшения учета и контроля за расходом материальных ценностей на производство строительных и монтажных работ рекомендуется составлять пообъектные материальные отчеты на весь период строительства. В таком материальном отчете должны быть указаны лимит потребности материальных ценностей на объект, поступление и расход материалов на производство и другие нужды, а также остатки на начало и конец месяца. Расход материалов на производство указывается как за отчетный месяц, так и с начала строительства объекта. Аудитору при проведении проверки следует запросить все подобные отчеты у руководства проверяемой организации и произвести сверку всех показателей.

Проверке материальных отчетов по строительству объектов предшествует такая важная аудиторская процедура, как проверка объемов выполненных строительно-монтажных работ. Она осуществляется при участии аудитора в инвентаризации строительных объектов путем натурального измерения и сопоставления полученных результатов с актами на выполнение строительно-монтажных работ (форма N КС-2, форма N 26).

Таким образом, выявленные в ходе аудиторской проверки отклонения в учете от норм действующего законодательства и принятой учетной политики фиксируются в журнале аудитора с определением количественного влияния на показатели отчетности организации.

Кроме рассмотренных аудиторских процедур, в ходе проведения проверки могут в случае необходимости применяться и другие аудиторские процедуры, которые аудиторы выбирают исходя из характерных особенностей проверяемого экономического субъекта.

Вопрос о привлечении специалистов и экспертов аудитор согласовывает с руководством организации. При согласии руководства между тремя сторонами заключается договор, в котором предусматриваются условия выполнения работ экспертом и требования к его заключению. На основании анализа отчета эксперта аудитор формирует свое мнение о перерасходе материалов, поскольку таковой может быть вызван хищением и недостачей, потерями и порчей, браком и переделкой работ, халатностью и т.п.

Наиболее вероятным направлением работы эксперта при проведении аудита расходов на осуществление капитального строительства является оценка достоверности объемов строительно-монтажных работ. Оценка объектов строительства должна также включать тщательное обследование возведенных конструкций и грунтового основания с выявлением дефектов, вызванных длительным перерывом в строительных работах, а также определение объема работ по устранению этих дефектов. Такое обследование могут выполнить только опытные эксперты-строители.

Лучшие статьи по теме