Тренды дизайна. Квартира. Стили. Материалы. Напольные покрытия
  • Главная
  • Стили
  • Реферат - Византийский стиль в Русской архитектуре во второй половине XIX - начале XX веков. Византийский стиль в русской архитектуре.

Реферат - Византийский стиль в Русской архитектуре во второй половине XIX - начале XX веков. Византийский стиль в русской архитектуре.

Начиная с конца XVIII века и по 20-е годы XIX века классицизм начинает вытесняться подражаниями историческим архитектурным стилям. Поиск новых выразительных средств путем соединения элементов стиля разных времен и народов был следствием распространения художественного направления романтизма. В храмовой архитектуре широко используются мотивы английской и французской готики, а также формы русского зодчества конца XVIII века. Такова, например, построенная архитектором Ю.М. Фельтеном Чесменская церковь (1777-1780) в формах ложной готики, но с достаточно традиционным планом в виде тетраконха. Овальная в плане церковь во имя святого князя Владимира в усадьбе Быково под Москвой (1789), построенная архитектором В.И. Баженовым (1738-1799), завершена куполом, окруженным шпилями, с двумя увенчанными шпилями башнями колоколен на западном фасаде и обработанном в классическом стиле интерьером. Церковь не имеет себе равных по оригинальности композиции.

Характерное для романтизма обращение к формам европейского Средневековья скоро привело и к пристальному вниманию к отечественной старине. Одним из стимулов к изучению национального наследия и поиска национального своеобразия в архитектуре было официальное направление культурной жизни России, основывающееся на началах известной триады министра просвещения графа С.С. Уварова (1786-1885) - «Православие, самодержавие, народность». Одновременно, но с несколько других позиций допетровскую Русь высоко оценили так называемые славянофилы. В основе их теории лежала мысль о исключительности России, отличающейся от Западной Европы своим религиозным характером, общественным укладом и национальным бытом. С принятием доктрины официальной народности и возникновением течения славянофильства архитекторы стали обращаться к тем формам прошлого, которые ассоциировались у них с новыми идеалами национальности и народности.

Большую роль в изучении и пропаганде древнерусского зодчества сыграли историко-архитектурные исследования ряда ученых из среды духовенства: архиепископа Амвросия (А.А. Орнатского, 1773-1827), митрополита Евгения (Е.А. Болховитинова, 1767-1837), архиепископа Макария (Н.К. Миролюбива, 1817-1894), а также других духовных лиц и преподавателей духовных академий.

Внимание к древнерусскому зодчеству и его переоценка в связи с поисками национального своеобразия в архитектуре, а также подготовка к русско-турецкой войне 1828-1829 годов вызвали появление русско-византийского направления, подразумевающего поначалу ввиду недостаточной изученности истории национального зодчества и византийские и древнерусские храмы. В произведениях русско-византийского направления воплощалась мысль о «Москве - третьем Риме» и о православной России как исторической преемнице Византии не только в вопросах религии и государственности, но и в храмостроении. Архитектором К.А. Тоном (1794-1881) была сформулирована следующая основополагающая идея: «стиль Византийский, сроднившийся с давних времен с элементами нашей народности, образовал церковную нашу архитектуру».

Русско-византийский стиль.

2-я четв. XIX в. в России ознаменована развитием национальной идеи; эпоха ставила перед архитекторами задачу создания национального стиля храмового зодчества. Основой русской нации, а следовательно, и национального своеобразия мыслилось православие, а исторической основой православия - Византия. Отправной точкой нового стиля можно считать церковь св. Александра Невского русской колонии в Потсдаме (1826–1829)(Р) и построенную заново Десятинную церковь в Киеве (1828–1842, обе - архит. В. П. Стасов ). Оба памятника были центричны (с квадратом в основе плана), имели луковичное пятиглавие и аркатурно-колончатые пояса на барабанах, главный барабан утверждался на опорах посредством парусов. В Александровской церкви впервые в русском профессиональном зодчестве нового времени воспроизведены в качестве древней национальной формы владимиро-суздальские щелевидные окна и килевидные порталы. Десятинную церковь требовалось восстановить «в ее первобытном виде». Однако поскольку ни «первобытный» храм X в., ни древнерусское зодчество в целом еще не были изучены, архитектор создал обобщенный образ древнерусского храма, навеянный Успенским собором Московского Кремля (церковь разобрана в 1935). При этом и интерьер с четырьмя группами опор, и ряд деталей имели фантастически-эклектический характер (своеобразное соединение закомар с классицистическими люнетами, использование стрельчатых завершений).

Чуть позже к наследию Др. Руси программно обратился К. А. Тон, считавший классицистические храмы не соответствующими ни русскому климату, ни православному преданию. Уже в петербургских постройках 30-х гг. XIX в . (церковь св. Екатерины у Калинкина моста , снесена в 1929; Введенская церковь Семеновского полка , снесена в 1933) зодчий более последовательно, чем Стасов, использовал крестово-купольную систему и основные внешние признаки традиционного соборного храма - пять глав луковичной формы, закомарные завершения фасадов, деление стен на прясла «тянутыми» колонками, перспективные порталы. Однако традиционная конструкция воплощалась Тоном на новом техническом уровне и давала иной художественный результат. Архитектор решительно отказался от шестистолпного типа, вытянутого по продольной оси, в пользу центрических четырехстолпных храмов. Излюбленная им форма плана - греческий крест . Опоры сложного сечения, как бы растянутые по диагонали, изобретенные Тоном, позволяли не только значительно увеличить диаметр центрального барабана, но и зрительно объединить внутреннее пространство. По существу такое решение продолжало искания классицизма и было противоположно древнерусской традиции с отчетливо выраженным структурным членением и пространственной иерархией интерьера. Тем не менее, поскольку и сам Тон, и его современники в начало этой традиции помещали храм Св. Софии К-польской, получившийся эффект для них осмыслялся как традиционный. Наряду с этим Тон воскресил и форму шатра, также вошедшую в представление о национальном храме, причем как в декоративной, так и в конструктивной интерпретации (церкви св. Екатерины и Благовещения лейб-гвардии Конного полка, 1844–1849, снесена в 1929; барабан церкви св. Екатерины внутри имел коническую форму). При этом симметричность композиций и гипертрофированная монументальность, так же как и разреженная постановка пятиглавия с частым использованием боковых глав как звонниц (т. е. несветовых, конструктивно «загрузочных»), роднили тоновские храмы с «имперской» линией классицистических соборов. Направленность творчества К. А. Тона полностью соответствовала религиозным и эстетическим взглядам патриотически настроенной части об-ва - от имп. Николая I и Московского митр. Филарета (Дроздова) до представителей литературы, науки, искусства. Огромное значение для закрепления «тоновского», или «русско-византийского», типа храма имело, с одной стороны, строительство храма Христа Спасителя, а с другой - издание двух атласов образцовых проектов церквей (1839 и 1844). Второй атлас был издан с учетом пожеланий Святейшего Синода, которые, впрочем, сводились к требованию более простых и дешевых в исполнении проектов.

Храм Христа Спасителя (начало работы над проектом - 1831, закладка - 1839, завершение строительных работ - 1858, освящение - 1883; взорван в 1931, проект воссоздания - 1994, закладка - 1995, завершение строительных работ - 1999, освящение - 31.12.1999) соединяет черты древнего и нового русского церковного зодчества. Пятиглавие, килевидные закомары, аркатурно-колончатые пояса, белокаменная облицовка протопоповским мрамором, добывавшимся близ с. Протопопово Коломенского у., напоминают о кремлевских соборах, а греческий крест в основе плана и четыре звонницы, играющие роль боковых глав, находят наиболее близкую аналогию в Воскресенском соборе Смольного мон-ря и Андреевской церкви в Киеве (архит. Ф. Б. Растрелли). Необычной особенностью стал двухъярусный кольцевой обход, ассоциировавшийся как с памятниками христианской древности, так и с древнерусскими хорами. Конструктивно храм Христа Спасителя, как и вообще постройки К. А. Тона, отличается значительной оригинальностью и совершенством. Однако, по замечанию митр. Московского Иннокентия (Вениаминова), в отдельных деталях проекта (решение восточной части интерьера) архитектурно-художественные соображения преобладали над потребностями богослужения, что было характерно для храмостроения классицизма.

«Русский» и «византийский» стили. Параллельно с «русско-византийским» стилем Тона в 40-х гг. XIX в. не без влияния идей славянофильства начал развиваться «русский» стиль. Его профессиональным базисом стало архитектурно-археологическое изучение отечественных древностей, создавшее значительно более точную и дифференцированную картину зодчества Др. Руси. Обмерами древних памятников часто занимались зодчие-практики, использовавшие полученные результаты в своих постройках (Л. В. Даль, В. В. Суслов ). Осознание ценности исторического наследия и желание сохранить или восстановить первоначальный вид памятников способствовали становлению научной реставрации, которой также занимались практикующие архитекторы. Не случайно многие зодчие того времени были также и реставраторами, воспринимавшими «древность» как элемент современной культуры.

Для первого этапа развития «русского» стиля характерен довольно ограниченный круг «цитируемых» древнерусских построек, что объяснялось практической неизученностью древнего зодчества, отсутствием вспомогательных материалов в виде обмеров, увражей и т. п. Формы выбирались в зависимости от конкретной задачи: так, Ф. Ф. Рихтер спроектировал храм Благовещения Пресв. Богородицы в Петровском парке в Москве (проект - 1842) согласно пожеланию имп. Николая I, считавшего необходимым объединить в нем черты Петровского путевого дворца и древнерусского зодчества. Архитектор ориентировал формы своей постройки на церковь св. Иоанна Предтечи в Дьякове; восьмигранность главного объема прототипа вызвала необычную для XIX в. восьмигранность плана и объема рихтеровского храма.

На втором этапе представления о зодчестве Др. Руси постепенно расширялись и углублялись. Большой вклад в изучение древних памятников внесли И. М. Снегирев и А. А. Мартынов, описавшие в своих трудах (начиная с 1850) около 100 (!) храмов XV–XVII вв. Особый интерес вызывали постройки XVII в., которые количественно преобладали в древнерусском наследии и привлекали обилием разнообразного декора (понятие стиля в это время связывалось именно с декором). Первые опыты в использовании «узорочья» были предприняты петербургским архит. А. М. Горностаевым (надвратная церковь св. Саввы Стратилата Троице-Сергиевой пустыни в Петербурге, 1859–1863; часовня Христа Спасителя у Гостиного двора, 1860–1861). После того как имп. Александр III отверг все проекты первого конкурса по сооружению храма на месте смертельного ранения имп. Александра II и потребовал строить «в чисто русском вкусе XVII столетия», подобные церкви получили широкое распространение и в столицах, и в провинции. Их популярность объяснялась, во-первых , представлением, что именно в XVII в. русское искусство полностью освободилось от подражания византийскому и стало максимально самобытным. Во-вторых , была признана ценность народного искусства, выражающего «душу народа», а посадские храмы XVII в. воспринимались как наивысшее достижение народной, т. е. истинно национальной, архитектуры. Они отвечали представлениям всего об-ва об истинно русском православном храме: для высших слоев - благодаря популярным идеям народности, а для народа - благодаря возвращению к посадскому типу храма - одному из последних, которые были выработаны и освоены в допетровское время. Вероятно, этим объясняется устойчивое существование такого варианта вплоть до 1917 г. Квинтэссенцией «русского стиля» стал храм Воскресения Христова «на крови» в Петербурге , возведенный по проекту И. В. Малышева (архим. Игнатия) и А. А. Парланда (проектирование - 1881–1887, закладка - 1883, освящение - 1907). Силуэт храма с фигурными главами напоминает собор св. Василия Блаженного, в убранстве скопирован ряд деталей конкретных построек XVII в. Предельная декоративная насыщенность, включавшая украшение фасадов изразцами и мозаикой, создала эффект «фольклорной» узорочности, ценимой просвещенной верхушкой об-ва и близкой народным вкусам. Мозаики интерьера отчасти обеспечили возрождение светоносной среды русских домонгольских и византийских храмов, хотя в решении внутреннего пространства А. А. Парланд стремился к обычным для церковной архитектуры нового времени цельности и единству (притом что конструктивно храм является четырехстолпным крестово-купольным). Он представляет собой подражание московскому храму Василия Блаженного с его асимметричным многоглавием и дробной отделкой фасадов. Новый русский стиль, характеризующийся измельчением масштабного строя, пестротой и дробностью форм и деталей, внешне отличался от крупномасштабных, величественных сооружений русско-византийского направления, но формирование архитектуры осуществлялось все теми же методами поверхностного использования традиционных архитектурных форм.

Накопление знаний в области истории архитектуры привело также к выделению с кон. 50-х гг. XIX в. особого «византийского » стиля храмового зодчества, идейно связанного с концепцией панславизма . Характерная «полосатая» кладка, общее композиционное построение, декоративные детали, а иногда и внутреннее решение чаще всего апеллировали к памятникам средневизантийского периода, одним из популярных образцов служила также Св. София К-польская. Такие храмы нередко строились при наличии соответствующей идеологической задачи. Храм св. Владимира в Херсонесе был возведен на месте крещения св. Владимира и включил части первоначального храма X в. (архит. Д. И. Гримм, 1859–1862); проект Д. И. Гримма предпочли в данном случае проекту К. А. Тона именно из-за присутствия в нем «византийской» стилистики. В воспоминание о Крещении Руси был задуман и храм св. Владимира в Киеве (архитекторы И. В. Штром, П. И. Спарро, А. В. Беретти, 1862–1896); по первоначальному проекту он должен был повторять к-польскую церковь Богородицы (Феотокос, X в.), но с 13 главами, как в Св. Софии Киевской. Петербургская церковь св. Димитрия Солунского по образцу Св. Софии К-польской предназначалась для греческой колонии (архит. Р. И. Кузьмин, 1861–1866); церковь иконы Божией Матери «Отрада» («Утешение») на Ходынском поле в Москве, автор которой вдохновлялся церковью святых апостолов в Фессалониках (кон. XIII - нач. XIV в.), была освящена во имя ватопедской святыни (архит. В. Д. Адамович, 1907–1909). Интересно, что на первом конкурсе проектов храма Воскресения Христова «на крови» главную премию получил «византийский» проект А. И. Томишко, но император счел его не соответствующим смыслу памятного события.

На протяжении 2-й пол. XIX в . хронологический диапазон постепенно расширялся, а степень близости к оригиналу возрастала. В кон. XIX - нач. XX в. можно говорить о программном ретроспективизме: стали появляться почти копийные воспроизведения конкретных древнерусских храмов, причем воспроизводились не только декоративные формы, но и конструктивные решения. Церковь Христа Спасителя - «Спас на Водах» в Петербурге (архит. М. М. Перетяткович, 1910–1911) - представляла собой четырехстолпный крестово-купольный храм по образцу Димитриевского собора во Владимире с добавлением элементов церкви Покрова на Нерли (снесена в 1932); петербургский собор в честь Феодоровской иконы Божией Матери (архит. С. С. Кричинский, 1910–1914) имеет каркасную безраспорную железобетонную конструкцию, но четыре пересекающиеся арки перекрытия верхней церкви были устроены по образцу храмов Ростовской митрополии.

Во всех архитектурных направлениях 2-й пол. XIX в. превалирует интерес к внешнему облику церкви, который становится главным носителем и национальных, и конфессиональных свойств постройки. Это находит отражение в символических интерпретациях храма. Показательно, что еще В. П. Стасов, сознательно обратившийся к пятиглавию в 20-х гг. XIX в., не усматривал в нем символического значения и считал, что вначале оно устраивалось для лучшего освещения, а впосл. «дало характер» (т. е. своеобразие) греко-российским церквам. Однако в сер. XIX в. два выдающихся историка Русской Церкви, митр. Макарий (Булгаков) и архиеп. Филарет (Гумилевский), почти одновременно впервые распространили в своих трудах общепринятую христианскую символику чисел на количество глав храма (одна глава - Христос, три - Св. Троица и т. д.). Вероятно, о том же процессе свидетельствует широко распространившийся в XIX в. прием украшения церковных глав металлическими звездами, благодаря чему символическое значение внутреннего свода купола как неба зрительно перешло на внешнюю форму. Несколько позднее К. Т. Никольский в «Пособии к изучению устава православного богослужения » (СПб., 1865) привел и символическую интерпретацию очертаний плана: крест - крест Христов, круг - вечность, восьмиугольник - звезда, сияющая Христовым светом, продолговатый план - корабль. В дальнейшем возникло толкование луковичной формы церковных глав как языка пламени (впервые у кн. Е. Н. Трубецкого ), вошедшее в «Настольную книгу священнослужителя» (Т. 4. С. 161).

«Неорусский стиль». Эволюция «русского» стиля привела к возникновению нового варианта освоения наследия - «неорусского» стиля. В конце XIX - начале XX веков храмост-роительство переживает период бурного развития. В это время были основаны ныне действующие женские монастыри: Киевский Покровский (1889), Пюхтицкий Успенский (1891), Рижский Свято-Троицкий Сергиев (1891). В этот период появляются храмы, почти полностью воспроизводящие образцы древнерусского зодчества. Таковы церковь Спаса «на водах» в Петербурге , образцом для которой послужил Дмитриевский собор во Владимире. В неорусском направлении второй половины 1900-х годов в храмовой архитектуре уже нет стремления к чисто внешнему подражанию древнерусским оригиналам. Взяв за основу одну из тем древнерусского зодчества, архитекторы создают композиции, лишь ассоциативно напоминающие прообразы. Однако, освоение прошлого без проникновения в существо заложенной в них религиозной идеи, которая была первопричиной их создания, не могло привести к полному успеху.

Первым его памятником стал храм Спаса Нерукотворного в Абрамцеве (1880–1882)(Р). Поскольку проект создавался не архитекторами, а художниками (В. М. Васнецовым, В. Д. Поленовым, А. С. Мамонтовым), они отказались от цитатного копирования деталей, стремясь к воплощению обобщенного образа русского храма. Авторы обратились к отечественному наследию более ранних эпох и других регионов - в первую очередь к зодчеству русского Севера. Именно в новгородской и псковской архитектуре XIV–XV вв. они видели отражение народного духа. Благодаря сознательной направленности на интерпретацию, а не на воспроизведение древних форм облик церкви при узнаваемости всех архитектурных мотивов получился органичным. В нач. XX в. «неорусский» стиль обогатился формальными приемами модерна. Для многих храмов этого направления характерны продуманная асимметричность композиции, трансформация пропорций для усиления выразительности здания, гладкие стены как фон для немногочисленных, но выразительных деталей, линеарность декора, имитация «рукотворной» неровности кладки (Троицкий собор Почаевской лавры, 1906–1912; собор Покрова Пресв. Богородицы Марфо-Мариинской обители в Москве, 1908–1912; храм-памятник прп. Сергия Радонежского на Куликовом поле, 1913–1916, все - архит. А. В. Щусев ). Возникновение «неорусского» стиля свидетельствует о постижении глубинных образных основ древнерусского зодчества, что привело к живому и свободному продолжению традиции на новом этапе .

О программности обращения к раннему христианству свидетельствуют некоторые мотивы, присутствующие в интерьерах «русских», «византийских» и «неорусских» храмов. Это двухъярусные мраморные иконостасы, воспроизводящие византийские алтарные преграды, с характерными резными орнаментами (кресты в кругах, виноградные лозы, пальмовые ветви). Ф. О. Шехтель спроектировал такой иконостас для храма прп. Пимена в Новых Воротниках в Москве (проект - 1897, освящение готового иконостаса - 1907). Интерес к истокам христианства связан с идеей духовного обновления, воодушевлявшей многих философов и писателей «серебряного века».

Русско-византийский или неорусский стиль в основном применялся в архитектуре: при строительстве церквей и крупных государственных зданий. К. А. Тон впервые опубликовал проекты строительства церквей в этом стиле в 1838 году.

Можно выделить следующие особенности русско-византийского стиля:

  • классические формы фасадов исчезли;
  • архитектурные формы стали массивные и весомые;
  • обработка фасадов производилась до мелочей.

Русско-византийский стиль в интерьере помещений

До византийского влияния на русскую культуру уже пытались создать свой неповторимый национальный стиль. Назывался он русским, возник одновременно с появлением эклектики в мире. копировал архитектуру допетровского периода, но получалось из этого копирования не очень хороший результат. Интерьер был сухим и скучным.

Все поменялось в конце ХІХ века. Русско-византийский стиль интерьера был сделан по мотивам древнего народного творчества. Он уже не ориентировался на официальную архитектуру, а был более свободным, художественным.

Русско-византийский стиль предполагает наличие следующих признаков:

  1. Нанесение византийского орнамента, который ещё наносили на древние византийские книги.
  2. Проявление в интерьере русско-византийского стиля таких особенностей русского стиля, как использование природных материалов или их декоративные заменителей.
  3. Большое количество деревянных элементов. Столы, как правило, из натурального дерева.
  4. Используются под дерево.
  5. Присутствие в интерьере кованых элементов: люстр, .
  6. Актуальны полукруглые арки и арочные проемы, массивные колоны и другие архитектурные элементы.
  7. Мебель массивная, но элегантная.

Византия дала мощный первоначальный импульс каменной русской архитектуре. Однако это не привело к копированию форм и внешнего облика византийских храмов, а стало фундаментом, на котором очень быстро развился самобытный древнерусский архитектурный стиль.

Стали разрабатываться проекты в так на­зываемом русско-византийском стиле, а клас­сицизм стал считаться чуждым, инородным явлением в русской культуре.

Архитектор К.А. Тон стал идеологом этого направления, опубликовав в 1838 г. проекты церквей, выполненных в русско-византий­ском стиле. Эти проекты были одобрены Ни­колаем I и стали обязательными образцами для всех архитекторов.

Самым значительным памятником рус­ско-византийского стиля стал храм Христа Спасителя в Москве.

Церковь Николая Чудотворца в Карачеве (русско-византийский стиль, середина XIX века)

Церковь Петра и Павла в Клинцах (русско-византийский стиль,1835-48 гг.)

Особенности русско - византийского стиля :

Отказ от колонн и портиков;

Обязательность пятиглавия (для небольших храмов - одна глава);

Использование архитектурных образов средне­векового зодчества: арочных проёмов, ступенча­тых порталов (см . словарик );

Использование элементов византийской архи­тектуры.

На Брянщине уцелело несколько зданий этого типа. Среди них одни из ранних об­разцов русско-византийского стиля середи­ны XIX века церковь Николая Чудотворца в Карачеве и церковь Петра и Павла в Клинцах, а также праздничный, с нарядным декором фасадов собор Михаи­ла Архангела, сооружённый в Новозыбкове по заказу местного купечества и своеобразная, с массивными стенами и сводами церковь Сергия Радонежского в Ту-луковщине (Клинцовский район).

Формальная сущность русско-византий­ского стиля заключалась в использовании архитектурных форм русского зодчества средних веков и элементов византийской ар­хитектуры. Обычно это были крестообразные в плане церкви с большим центральным купо­лом, опирающимся внутри на четыре опоры.

Историческое и культурное значение Византии трудно переоценить. В России византийское наследие можно обнаружить как в духовной, так и материальной сферах жизни. Взаимодействие культур пережило несколько этапов, и даже в современной культуре и архитектуре есть приметы этого влияния. В глобальном смысле русская культура стала основной преемницей и продолжательницей традиций и духовных канонов Византии.

Истоки византийского стиля

Распад Римской империи в 395 году привел к возникновению новой империи, впоследствии названной Византией. Она по праву считается преемницей античных традиций, культуры и мудрости. Византийский стиль возникает как результат концентрации существующих архитектурных приемов. Зодчие нового государства сразу поставили себе задачу превзойти римские достижения. Поэтому, органично впитав все лучшее, что было изобретено римлянами и греками, создают новые шедевры, принимают вызов времени и находят новые конструктивные и планировочные решения.

Формирование византийской культуры происходило не только на воспроизведении и улучшении античного греко-римского опыта, но и связано с сильным восточным влиянием, которое нашло отражение в стремлении к роскоши, масштабности, украшательству.

В связи с тем, что в Константинополе обосновывается восточная ветвь христианства, стране понадобились новые храмы. Для новой идеологии также необходим собственный антураж. Эти задачи решают лучшие художники мира, которые стекаются в Константинополь и создают уникальные произведения, которые и становятся новым религиозным, культурным, государственным и архитектурным каноном.

Черты византийского стиля

Архитекторам Константинополя предстояло решить несколько важных конструктивных задач, которые преимущественно появлялись в храмовом зодчестве. Собор в православии должен был производить неизгладимое впечатление на зрителя своим масштабом и великолепием, храм ассоциировался с Царствием Божьим и поэтому архитекторам требовались новые выразительные средства, поисками которых они и занимались. За основу планировки византийского храма был взят не греческий собор, а римская базилика. Стены соборов возводились из кирпича с большими прослойками скрепляющего раствора. Это привело к формированию отличительной черты византийских построек - облицовка зданий кирпичом или камнем темного и светлого цвета. Вокруг фасада нередко размещались аркады из колонн с корзинообразными капителями.

Византийский стиль ассоциируется с крестово-купольным типом собора. Зодчим удалось найти простое решение соединения круглого купола и квадратного основания, так появились «паруса», которые создавали ощущение гармоничной цельности. Суженные окна с округленным верхом, размещаемые по два или три рядом, - также важная примета византийских построек.

Внешняя обработка зданий была всегда скромнее, чем внутреннее убранство, - это еще одна особенность византийских строений. Принципами оформления интерьеров являлись утонченность, богатство и изящество, для них использовались очень дорогие, эффектные материалы, которые производили сильное впечатление на людей.

Влияние Византии на средневековую архитектуру

В средние века влияние Византии распространилось на все страны Европы, оно было политическим, экономическим и духовным. Византийский стиль в архитектуре средневековья оказался мощным ресурсом обновления. Италия в большей мере восприняла новшества византийской архитектуры: новый тип храма и технику мозаики. Так, средневековые храмы в Равенне, на острове Торчелло, в Палермо стали знаками этого византийского влияния.

Позже тенденции распространяются и на другие страны. Так, собор в Ахене в Германии является примером византийского влияния через призму итальянских мастеров. Однако наиболее мощное воздействие Византия оказала на те страны, которые приняли православие: Болгарию, Сербию, Армению и Древнюю Русь. Здесь происходит настоящий культурный диалог и обмен, который приводит к значительной модернизации существующих архитектурных традиций.

Влияние Византии на зодчество Древней Руси

Всем известна история о том, как русская делегация, посетившая Рим и Константинополь в поисках подходящей религии, была потрясена красотой и это решило исход дела. С этого времени начинается мощное перенесение традиций, текстов, обрядов на русскую землю. Немаловажным аспектом в этом процессе является храмовое зодчество, которое активно начинает развиваться в новом виде. Византийский стиль в архитектуре храмов появился благодаря тому, что целые бригады мастеров приезжают в Древнюю Русь, чтобы возводить соборы, передавать навыки и формировать новый облик страны. Также немало зодчих посещают Константинополь, обучаясь премудростям и хитростям строительства.

Русские мастера, начиная с 10-го века, не только перенимают византийские традиции, но и обогащают их, дополняя решениями и деталями, необходимыми местным храмам. Традиционный крестово-купольный византийский храм на Руси обрастает дополнительными нефами и галереями для большей вместимости. Для создания построек в новом стиле появляются сопутствующие ремесленные направления: изготовление кирпича, литье колоколов, иконопись, - все это имеет византийские корни, но перерабатывается русскими мастерами в духе национального искусства. Ярчайшим примером такой переработки является Собор Софии Премудрости Божией в Киеве, где трехнефная византийская форма становится пятинефной и еще обстраивается галереями, а пять глав дополняются еще 12 малыми главками.


Византийская модель храма

Византийский стиль в архитектуре, особенности которого мы рассматриваем, базируется на новаторской планировке храма. Его особенности родились из чисто утилитарных потребностей: увеличение пространства храма, простое соединение купола и основания, достаточная освещенность. Все это привело к тому, что сформировался особый тип сооружений, который впоследствии поменял всю храмовую архитектуру мира. Традиционный византийский храм имел квадратное или прямоугольное основание, крестово-купольную конструкцию. К центральной части примыкают апсиды и галереи. Увеличение объема приводило к появлению внутри дополнительных опор в виде колонн, они разделяли собор на три нефа. Чаще всего классический храм имел одну главу, гораздо реже 5. Окна с арочным проемом объединялись по 2-3 под общей аркой.

Черты византийского стиля в русском храмовом зодчестве

Первые постройки храмов новой церкви были по русской традиции, греки не могли повлиять на них, так как свои храмы они возводили из кирпича и камня. Поэтому первое нововведение - это многоглавие, которое активно внедрялось в архитектурные решения. Первая каменная церковь на Руси появляется в конце 9-го века и имеет крестово-купольную конструкцию. До наших дней храм не дожил, поэтому говорить о его специфике невозможно. Для храмов на Руси очень важным был объем, поэтому уже первые зодчие были вынуждены решать проблему увеличения внутреннего пространства храма, достраивая дополнительные нефы и галереи.

Сегодня византийский стиль в России, фото построек которого можно увидеть во многих путеводителях, представлен несколькими главными регионами. Это постройки в Киеве и Чернигове, Новгородский район, Печеры, Владимир, Псковщина. Здесь сохранилось немало храмов, которые имеют явные византийские черты, но являются самостоятельными постройками с уникальными архитектурными решениями. К наиболее известным можно отнести в Новгороде, Спасо-Преображенский собор в Чернигове, церковь Спаса на Нередице, Троицкую церковь в Печерском монастыре.


Византийский стиль в европейской архитектуре

Государство Византия, просуществовавшее более 10 веков, не могло не оставить свой след в мировой истории. В архитектуре Европы и сегодня можно увидеть зримые черты византийского наследия. Наиболее богат заимствованиями и преемственностью период средневековья, когда зодчие берут на вооружение новаторские идеи коллег и строят храмы, например, в Италии, которая более всего оказалась восприимчивой к византийскому влиянию. Мощное влияние на Венецианскую республику оказали художники, приехавшие из Византии, и огромное количество артефактов, привезенных сюда после захвата Константинополя. Даже собор Сан-Марко в Венеции включает немало византийских мотивов и предметов.

Не менее важную роль сыграла и в эпоху Возрождения. Господствующий центрально-купольный тип сооружения, который пришел из этой страны, получает повсеместное распространение. Черты византийских храмов можно обнаружить не только в культовых зданиях, но и в светских постройках. Зодчие, от Брунеллески до Браманте и Отчетливо видны элементы и конструктивные решения византийцев в таких знаменитых постройках, как соборы Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне, Пантеона в Париже.

Византийский стиль в европейской архитектуре как таковой не сложился, если не брать в расчет православные страны, но элементы этой системы зодчества видны до сих пор, они переосмысливаются, модернизируются, но являются той базой, на которой вырастает архитектура Европы. Византия стала местом сохранения античных традиций, которые затем вернулись в Европу и стали восприниматься ею как свои исторические корни.

Формирование русско-византийского стиля

Византийский стиль в русской архитектуре складывается в результате многовекового переосмысления и переработки идей зодчих из Константинополя. Формируется этот стиль, в котором уже на равных сосуществуют восточные и русские идеи, в середине 19-го века. Именно тогда начинается расцвет архитектуры, в которой достижения византийских зодчих творчески переработаны, дополнены и по-новому применены. Поэтому Византийский стиль в России 19-го века - это не копирование достижений Константинополя, а создание построек «по мотивам», с большим включением собственно русских идей.

Периодизация византийского стиля в русской архитектуре

То, что именуется в теории архитектуры не иначе как «византийский стиль», формируется в середине 19-го века. Его идеологом и пропагандистом стал архитектор К. А. Тон. Предвестники стиля появляются в 20-х годах 19-го века, они заметны в таких постройках, как в Киеве, церковь Александра Невского в Потсдаме.

Но первый период формирования стиля приходится на 40-е и 50-е годы, он особенно заметен в сооружениях А. В. Горностаева и Д. Гримма. Второй период - 60-е годы, когда в духе доминирующей эклектики создаются сооружения смело миксующие византийские и русские черты. В этот период стиль особенно виден в зданиях Г. Г. Гагарина, В. А. Косякова и Е. А. Борисова.

70-90-е годы - это время усложнения стиля, архитекторы стремятся к большему декорированию, внесению разностилевых деталей в свои постройки. На рубеже 19-го и 20-го веков и в начале 20-го века византийский стиль в России начинает трактоваться все более вольно, объединяясь в духе наступающего модерна с другими стилями. В 90-е годы 20-го века появляется псевдовизантийский стиль, в котором видны поздние наслоения, но угадываются исконные черты.


Отражение византийского стиля в интерьере

Стиль Константинополя особенно ярко проявлялся в оформлении внутреннего убранства построек. Для интерьеров в византийском стиле характерна богатая декорированность, использование дорогих материалов: золота, бронзы, серебра, дорогого камня, ценных пород дерева. Яркой приметой интерьеров в этом стиле являются мозаики на стенах и на полу.

Отражения византийского стиля в русской архитектуре 19-го века

Самый яркий период в архитектуре, основанной на традициях Константинополя, приходится на середину 19-го века. В это время византийский стиль в архитектуре Петербурга становится ведущим. Ярчайшими примерами сооружений в этом стиле являются Церковь Милующей иконы Божией Матери в Галерной гавани (Косякова и Пруссака), Греческая церковь Дмитрия Солунского (Р. И. Кузьмина), Торговый дом Штоля и Шмита (В. Шретера). В Москве это, конечно, постройки Тона: Храм Христа Спасителя, Большой

Византийские мотивы в архитектуре 20-го века

Постсоветский период с его реставрацией православия привел к тому, что византийский стиль в архитектуре России вновь стал актуальным. Появляются постройки в русско-византийском стиле во многих городах России. Ярким примером является Храм на Крови во имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших в Екатеринбурге по проекту К. Ефремова.

На рубеже 20-21-го веков складывается так называемый «второй русско-византийский стиль», который появляется в новых храмовых постройках. К нему можно отнести такие соборы, как Пантелеймоновский храм в Ижевске, Храм Рождества Христова в Омске, церковь Рождества Христова в Москве и многочисленные постройки во всех уголках страны. Это свидетельствует о том, что идеи Византии глубоко проникли в русскую культуру и сегодня уже неотделимы от нее.

Современные постройки в византийском стиле

Современные архитекторы, особенно в храмовом зодчестве, вновь и вновь возвращаются к традициям Константинополя как источнику традиционных решений. Они, безусловно, переосмысливаются, решаются с учетом новых технологий, но дух Византии в них ощущается. Можно смело говорить, что сегодня жив византийский стиль в архитектуре России. Примеры тому можно найти во многих городах страны: это Храм Святых жен-мироносиц в Санкт-Петербурге, Никольская церковь в Надыме, Серафимовская церковь в Муроме и др.

Русско-византийский стиль представляет собой объединение направлений, используемых во времена Византии и в допетровский период.

И действительно, неординарность присутствует во всех постройках, которые сохранились до наших дней.

Создателем русско-византийского стиля является архитектор К.А. Тон. По приказу российского императора Николая I во славу России после победы над армией Наполеона необходимо было создать истинно русский новый стиль, который бы подчеркивал самобытность отечественной культуры.

И направление было создано. Русско-византийский стиль в архитектуре церквей XIX века представляет собой переплетение культур Восточной Римской империи и Древней Руси.

От византийских храмов были взяты массивность построек, пятиглавие фасада, кроме того, купола. Они представляют собой многогранные сооружения, а не такие, как приняты в Европе, — круглые.

От допетровских построек, а именно теремов, взято стремление к детализации. В архитектуре XIX века это выразилось в объединении при оформлении фасадов церквей и зданий рядом мелких деталей. Стены строений как бы расписаны. Рельефные резные изображения — визитная карточка стиля.

Напоминанием о старинных русских теремах является постановка куполов на высоких барабанах. Также это такие архитектурные элементы, как боковые колокольни, ложные высокие колонны.

Даже внешний вид церковных зданий представляется в некоторой степени громоздким. При этом верхняя их часть изящна и воздушна. Именно подобным образом выглядели старорусские терема.

Образцом стиля в архитектуре является Казанский собор, церковь Богоматери в Новодевичьем монастыре, Большой Кремлевский дворец.

Русский дух

При всей своей самобытности, отказа от классической для XIX века европейской манеры возведения построек с барельефами и портиками церкви в русско-византийском стиле представляют собой монументальные массивные здания.

Они величественны. Некоторая громоздкость подчеркивает размах, отображает истинно русскую широту души. Детализация в оформлении фасадов граничит с вычурностью и стремлением к роскоши.

И действительно, церковные здания в те далекие времена (да и по сей день) возводились из камня лучшего качества. Благодаря этому постройки давностью более 200 веков сохранились до наших дней в прекрасном состоянии.

Размах и роскошь особенно впечатляют при оформлении внутри церквей. Прежде всего, сами росписи представляют собой вереницу византийских фресок с их пышностью и насыщенностью красок.

И снова в помещениях церквей присутствует склонность к детализации. Достаточно обратить внимание на многочисленные фрески, которые оформляют алтарь. Это также отличает русско-византийский стиль от того же классицизма или барокко.

В то же время в полной мере отдается прерогатива роскошному оформлению. Алтарь, места священников для богослужения отделаны полудрагоценными камнями, инкрустированы золотом.

Декор жилых помещений

Веяния русско-византийского стиля в архитектуре отразились в современном интерьере и декоре оформления помещений.

Византийская тяга к роскоши сочетается с исконно русскими традициями.

Так, стены декорируют византийскими письменами, именно такими, которые наносились на старинные книги. Нижняя часть стен закрывается деревянными панелями или другими натуральными аналогами.

В помещении уместны арки вместо дверных проемов. Кроме того, устанавливаются широкие колонны без орнамента.

Мебель должна быть массивной, даже чуть громоздкой. Это большие закрытые шкафы из цельного массива натурального дерева, комоды, столы, широкие и глубокие кресла.

Максимализма в обстановку добавляют кованые этажерки и подставки под цветы в горшках. А также на длинной цепи свисают книзу большие люстры в металлической оправе.

Вместе с тем допускается яркая палитра: сочетание золотистого, лилового, синего, зеленого.

Интерьер в русско-византийском стиле выглядит богато и немного нарочито. Но вместе с тем создается настоящий уют. Добротность используемых материалов и удобство делают домашнюю атмосферу привлекательной и комфортной.

Лучшие статьи по теме